Тренинг развития профессиональной самоидентичности будущих психологов

Тренинг развития профессиональной самоидентичности будущих психологов

Тренинг развития профессиональной самоидентичности будущих психологов

Проведенное нами констатирующий исследование выявило наличие у выпускников мораторий профессиональной самоидентичности

Анализируя полученные нами результаты по сравнением мер центральной тенденции, а именно средним арифметическим, модой медианой, стандартным отклонением, а также проведенного корреляционного анализа и сравнением средних значений можем говорить о некоторых негативных тенденциях в изменениях качеств, которыми должен обладать будущий психолог. Это тенденции постепенного роста самоуверенности и эгоцентризма, невыразительность внутренней мотивации профессиональной деятельности, а также — недостаточный уровень сформированности профидентичности будущих психологов. Такое положение требует соответствующего коррекционного воздействия, который должен осуществляться на всех шести логических уровнях — окружение, поведения, способностей, ценностей, идентичности и миссии, соответствующих основным уровням субъективного опыта человека. Данная ситуация требует применения психологического сопровождения профессионального становления будущих психологов, было воплощено нами в программе развития профессиональной самоидентичности.

Таким образом, целью работы является анализ результатов программы тренинга «Путь к себе: призвание и карьера психолога в современном мире».
Содержание разработанной программы тренинга опирается на интегративный подход, используются элементы поведенческой психологии и классические взгляды на проблему развития профессиональной самоидентичности.

Интегративный подход понимается как сочетание следующих принципов:

1. Включение в процессе тренингов и семинаров всех логических уровней субъективного опыта участников, то есть непосредственно «интеграция логических уровней» личностного опыта студентов.

2. Убеждение в том, что максимальный обучающий эффект и эффект «естественного лояльности» к профессии психолога, что будет способствовать лучшей профессиональной самоидентификации, достигается в результате получения студентом-психологом можно лучшего личного результата в процессе самостоятельного проживания трех базовых для профессии психолога позиций восприятия: клиента , терапевта и наблюдателя.

Читайте также  Исторической миниатюры и стендовых моделизм как средство формирования образных представлений учащихся

3. Системная работа с различными контекстами, в которых должно стать профессионалом будущий психолог — обращение к личностным, учебных, коммуникативных, профессиональных, рыночных, мировых примеров, тем, материалов и т. д..

4. Использование широкого круга подходов и методов современной практической психологии: интеграция методов и профессионального инструментария, которая происходит в течение тренинга в процессе использования студентами их профессиональных знаний и навыков.

5. Учет законов систем в построении групповых процессов во время занятий: интеграция на уровне коммуникативных пар и групп разного количества участников. Стимулирует самостоятельность выбора и самоопределения каждого из студентов отдельно, сохраняя при этом личную позицию, ответственность и свободу и осознанность в принятии решений. Результатом такой интеграции является осознанный выбор будущим психологом собственной позиции в сети мыслей и позиций других участников группы. Понимание собственной роли и границ собственных возможностей, то есть достойное признание собственных границ и спокойное принятие границ других людей.

Фактически речь идет о пяти видов интеграции:

— уровней человеческого опыта в процессе приобретения навыков / интеграция на уровне личности;
— интеграция ролей, которые составляют образ профессионального психолога в будущих специалистов и является основой профидентичности;
— контекстов учебного, практического, коммуникативного, рыночного, социального, личностного / интеграция контекстов среды в осознании будущего психолога — от себя и своего окружения — к клиентам на рынке и мировой психологии;
— содержательная интеграция: карта знаний и набор навыков практического психолога, которые позволяют студенту называть себя профессионалом;
— социальная интеграция: групповая идентификация в студенческом, клиентском и профессиональной среде, то есть самоидентификация как психолога. А также приобретения необходимого ролевого разнообразия для применения в профессиональной деятельности.

Читайте также  Аспекты становления личности ученика современной вечерней школы

Методом, который соответствует уровню сложности поставленной задачи (формирование профессиональной самоидентичности будущих психологов во время их обучения в ВУЗе) мы считаем тренинг. Психологический тренинг — это современный и эффективный метод практической психологии, который позволяет достичь существенных психологических изменений в сфере осознания себя самого. Получение знаний и освоение навыков, всеми участниками процесса. Мы опираемся на тренинг, как пространство для саморазвития участников. Где они смогут продуктивно освоить собственное понимание своего профессионального становления как будущего специалиста психологической сферы.

Разработанная нами программа групповой тренинговой работы по развитию профессиональной самоидентичности будущих психологов основывается на принципе интеграции логических уровней структуры субъективного опыта студентов-участников в четырех основных контекстах: личностном, Вузовском, рыночно-профессиональному (психология), глобальном профессиональном (современная психология в мире).

Целью тренинга является психологическое сопровождение профессионального обучения, направленный на формирование профессиональной самоидентичности будущего психолога.

Содержание тренинговой программы является отражением эклектичного подхода (с преобладанием гуманистического / личностно-ориентированного /, субъектно деятельным подходов и НЛП / нейролингвистического программирования /) к личностному и профессиональному развитию специалиста. Как уже было отмечено, процесс формирования самоидентичности студента-психолога как профессионала в вузе можно условно разделить на шесть уровней. Каждый из которых требует отдельного внимания и особого структурирования (интеграции) в ходе тренинга. Воспринимая эти уровни как контексты поддерживающей среды. Не смешивая и не сводя друг к другу — получим более или менее ясную картину форматов влияния для формирования самоидентичности студента психолога.

Похожее ...

Добавить комментарий