Аспекты становления личности ученика современной вечерней школы

Аспекты становления личности ученика современной вечерней школы

Аспекты становления личности ученика современной вечерней школы

Вряд ли нужно доказывать тем, кто работает в системе общего среднего образования, чем в наше быстротечное время с его законным желанием иметь лучшие учебные заведения, учреждения для одаренных детей, все еще нужны вечерние школы.

В современном обществе всем людям должно быть гарантировано право и предоставлены возможности для реализации своих способностей, своих потребностей, право выбора жизненного пути, в том числе и средства получения среднего образования.

Деятельность вечерней школы в современном образовательном пространстве буквально соткана из противоречий, как в нормативно-правовых, так и в организационных, содержательно-процессуальных аспектах. Социальные и дидактические ценности, которые вобрала в себя «вечерняя школа рабочей молодежи», затем «вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», а сегодня «вечерняя школа», обучающий преимущественно подростков и молодежь, которая по разным причинам своевременно не получила полное образование; имеет специфику подержанных технологий обучения и воспитания и на практике утверждается в различных моделях инновационного развития СВШ.

Вечерняя школа сегодня — это современный альтернативный общеобразовательное учебное заведение, предлагает значительно больше путей получения среднего образования:

— очную (дневная, вечерняя смены),
— заочную формы обучения с двухлетним и трехлетним сроком обучения.

В современных вечерних школах также действуют индивидуальная, экстернат, заочная и дистанционная формы обучения. Практически только в стенах вечерней школы сегодня обучающийся вместе с учителем, отцом (или лиц, их заменяющих) выбирает и реализует удобный для себя способ образовательной деятельности, выстраивая таким образом индивидуальную образовательную траекторию. То есть для каждого ученика вечерней школы подбирается вариант образования с учетом индивидуальных особенностей, приобретенного опыта, предшествующего уровня знаний: по спектру избранных дисциплин, содержания, уровню усвоения, темпа учебной деятельности, формам обучения.

Педагогическая деятельность современной вечерней школы это тонкая филигранная работа учителя и ученика, «субъект-субъектное взаимодействие» по формированию и становлению личности, способной к дальнейшему ее самореализации и самоутверждения.

Актуальность заявленной проблемы заключается в том, что современное информационное общество с интенсивным развитием информационно-компьютерных технологий постепенно меняет цели и задачи школьного образования, переориентирует образовательные процессы на формирование человека, который не только обладать определенным багажом знаний, умений и навыков, а прежде все будет обладать способами самообразовательной деятельности, уметь выполнять свои обязанности в соответствии с современных теоретических достижений, требований и стандартов. В связи с этим общественный запрос относительно современного выпускника вечерней школы заключается в формировании и становлении личности, способной самостоятельно мыслить, принимать смелые, нестандартные решения, самостоятельно учиться в течение жизни.

Известный отечественный психолог С. Максименко отмечает, что формировать личность означает осуществлять управление иерархической системой деятельности человека в каждом ее возрастном периоде

В частности он указывает на то, что осуществление воспитательных мероприятий требует учета особенностей и характера различных видов деятельности, которые формируются. Психолог отмечает, что психологические закономерности взаемоупорядоченны, поэтому изменение человеческих деятельностей в процессе развития следует рассматривать как основу успешного решения задач по формированию личности.

Именно поэтому мы рассматриваем самообразовательную деятельность учащихся вечерней школы как системообразующие условие становления его личности.

Исследуя организацию самообразовательной деятельности учащихся вечерней школы, мы пришли к пониманию, что самообразование — наиболее многоаспектный из процессов, характеризующих самосовершенствования и развитие ученика как личности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Инновационные методы обучения иностранных языков

В контексте исследуемой проблемы приоритетными направлениями образовательной деятельности вечерней школы по формированию личности ученика определены следующие:

Формирование и развитие личности ученика как творца и проектировщика своей жизни;
Социально-педагогическое обеспечение успешной образования каждого ученика;
Создание организационно-педагогических условий для самообразовательной деятельности учащихся;
Создание условий для творческой самореализации субъектов учебно-воспитательного процесса.

Для ее реализации педагогические коллективы вечерних школ должны организовывать обучение без неудач.

Как показывают наши исследования это вполне возможно, если педагогическая деятельность коллектива будет основываться на следующих позициях:

— Уважение и доверие как норма жизни;
— Здоровье человека как высшая ценность;
— Право на образование в соответствии со своими потребностями, способностей и возможностей;
— Оптимальный взгляд на потенциальную возможность всем участникам учебно-воспитательного процесса;
— Равенство в защищенности всех субъектов;
— Определение права на ошибку любого из членов коллектива;
— Сотворчество и взаимопомощь — основные рычаги субъект-субъектного взаимодействия;
— Психологическая образованность — гарант социальной защиты личности, учит и обучающегося.

А главное, с нашей точки зрения, учитель-«вечерник» как и врач, прежде всего должен видеть оптимистическую перспективу развития каждого ученика.

Однако, актуальной встает проблема перехода учебно-воспитательного процесса от предметно-знаниевого подхода к компетентно-ориентированного, переориентация с процесса на результат образования в деятельностного измерении. Этот результат целесообразно рассматривать, прежде всего, с точки зрения потребности в обществе, обеспеченности способности выпускника школы соответствовать новым запросам рынка труда, поиска своего «Я» в профессии, иметь соответствующий потенциал для практического решения жизненных проблем.

Современный молодой человек стремится к осознанию смысла жизни

Именно это осознание (не всегда четко сформулировано) приводит молодых людей к современной вечерней школы. В вечернюю школу приходят молодые люди с определенным жизненным опытом, поэтому уже частично внутренне мотивированные на учебную деятельность. На этой основе возникает стремление к осознанию смысла обучения (ранее по разным причинам утрачено), его практическое значение и применение в будущей общественно экономической деятельности. Задача педагогов — создать психолого-педагогические условия, которые обеспечат активную учебную деятельность на основе самообразования, саморазвития, самоопределения по мере овладения знаниями. В частности, педагоги-исследователи подчеркивали, что обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, в соотношении с его личным интересом именно в тех знаниях. Ребенок должен понять личную заинтересованность в получении этих знаний. и где, каким образом они могут ей пригодиться в жизни.

Анализ педагогических, научно-теоретических источников и практического опыта вечерних школ показывает, что включение учащихся вечерней школы в активную самообразовательную деятельность вызвано как общественной и личностной потребностью в формировании и становлении ученика (молодого человека) как личности. На данный момент очевидно взаимообусловленность общественных требований и необходимости формирования себя как личности. Особенности и специфика самообразовательной деятельности ученика вечерней школы обусловили более детальное рассмотрение условий становления его как личности.

Самообразовательная деятельность, как особый вид деятельности, имеет свою специфическую структуру, характерными чертами которой являются:

1) социальная,
2) личностная,
3) когнитивная,
4) деятельностная,
5) эмоционально-волевая.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Проверка уровня подготовки специалистов

Обстоятельный анализ этих характерных черт самообразовательной деятельности, как особого вида деятельности, в отношении учеников вечерней школы очевидно раскрывает аспекты формирования и становления личности ученика через организацию собственно самообразовательной деятельности. С первых шагов включаясь в активную самообразовательную деятельность в сознании учеников почти сразу (сначала нечетко сформированы) начинают работать механизмы формирования социально и личностно значимых черт.

Этому помогает специфическая структура самообразовательной деятельности, алгоритм которой имеет следующий вид:

1) формирование цели (цели);
2) планирование (собственно деятельности);
3) самоорганизация;
4) самореализация;
5) самоанализ;
6) самокоррекция.

Как известно, основными функциями, на которых базируется управленческая деятельность в общеобразовательном учебном заведении, в частности в вечерней школе, являются:

1) анализ,
2) планирование,
3) организация,
4) мотивация,
5) контроль.

Учебное заведение считается успешным, если в достаточной мере выполняет свои вышеуказанные функции через деятельность учителя и ученика.

На данный момент целесообразно обратить внимание на то, что функции управленческой деятельности и алгоритм самообразовательной деятельности совпадают по сути действия. Понятно, что субъектами, на которые нацелены эти функции являются учитель и ученик. Успех такой совместной работы в значительной степени зависит от того, соответствует ли педагог требованиям, предъявляемым к нему современные ученики. Только личность может повлиять на развитие и определение личности и только характером можно создать характер, вечерняя школа воплощает в жизнь главную цель: готовить ученика для того, чтобы он сам был в состоянии строить собственную жизнь, определять ту или иную приемлемую модель будущего.

По нашему убеждению, желаемого результата в формировании и становлении личности ученика вечерней школы можно достичь только за счет включения всех субъектов учебно-воспитательного процесса в активную самообразовательную деятельность: от анализа образовательной деятельности школы — к самоанализу собственной деятельности руководителя, учителя, ученика; от планирования работы всех подразделений школы — к построению Программы личностного роста учителя, индивидуальной образовательной траектории каждого ученика; от организации педагогического процесса школы — к самоорганизации каждого учителя, каждого ученика; от контроля — к самоконтролю. Особая роль принадлежит цели и мотивации педагогического коллектива как целостного группировки, так и каждого учителя и ученика. Именно цель и мотив является центральным вектором самообразовательной деятельности.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно выделить следующие аспекты в формировании и становлении личности ученика современной вечерней школы в условиях организации их самообразовательной деятельности:

1) психологический;
2) организационно методологический;
3) деятельностный;
4) когнитивный;
5) эмоционально-волевой;
6) социально- педагогический.

Не все выпускники станут известны, но вечерняя школа в условиях активной самообразовательной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса должна обеспечить им такой уровень образованности, который позволил бы найти свое место в жизни.

Рассматривая самообразовательную деятельность ученика вечерней школы как одно из условий становления его личности можно сказать следующее: вспомогательная по назначению, запрограммирована когда на компенсационную функцию, престижная в новом социуме,

современная вечерняя школа выходит на уровень теоретических и дидактических решений, обеспечивающих социальную справедливость в реализации конституционного права каждого гражданина на получение качественной школьной.

Похожее ...

Добавить комментарий