Подготовка учителей к формированию познавательной активности учащихся

podgotovka-uchiteley-k-formirovaniyu-poznavatelnoy-aktivnosti-uchashhihsya

Подготовка учителей к формированию познавательной активности учащихся

Подготовка будущего учителя к определенному виду деятельности — это процесс формирования его профессиональной готовности, которая содержит: суммарную характеристику полученных знаний; компетенцию (как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, наклонах, приобретенных в процессе обучения); готовность (как устоявшееся мотивированное стремление выполнить свой долг учителя).

Анализ теоретических источников позволил выделить три группы знаний и умений, необходимых для обеспечения профессионально-педагогической подготовки будущего педагога к формированию познавательной активности учащихся:

1) общенаучные и профессиональные: теоретические знания предметов, преподаваемых в начальных классах и умение использовать эти знания в процессе формирования познавательной активности учащихся;

2) физиологические и психологические: возрастные особенности физического и психологического развития школьника, психологические особенности обучения и воспитания; понятие познавательной активности и способностей;

3) педагогические и методические: сущность педагогического процесса; теория и методика обучения и воспитания школьников, научная организация труда учителя и ученика.

Это приводит специально организованную подготовку студентов к формированию познавательной активности учащихся, которая предполагает целенаправленную систему лекционных и практических занятий по обеспечению личностно профессионального роста личности будущего учителя, является предпосылкой успешной педагогической деятельности. Профессиональная подготовка будущих учителей в вузе базируется на эффективной построении учебного процесса, обеспечивая постепенную трансформацию познавательной деятельности в профессионально направленную.

Учитывая сложность и многоплановость исследуемой проблемы, реализовать вышеизложенную идею возможно только в рамках системного подхода, что и обусловило специфику концептуальных основ исследования. Результаты нашего исследования позволяют определить, что подготовка студентов к формированию познавательной активности младших школьников в концептуальном плане основывается на:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Требования к личности учителей начальной школы

1) рассмотрение формирования познавательной активности как комплексной интегративной системы, которая включает последовательность операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеполагание, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение учебных умений и формирование личностных качеств учащихся, заданных целями обучения;

2) определении формирования познавательной активности как многоступенчатой ​​практической и познавательной деятельности, направленной на преодоление значительного количества заранее неизвестных препятствий между многочисленными нечеткими целями и условиями динамично изменяются;

3) разработке модели подготовки будущего учителя к формированию познавательной активности исходя из задач перехода уровня профессионализма будущего учителя от стадии усвоения системы деятельности по развитию познавательной активности в стадии построения системы деятельности по формированию познавательной активности учащихся как внутренне принятого задачи личностно-профессионального развития; необходимости актуализации личностного потенциала студента и его усовершенствования в рамках подготовки к формированию познавательной активности, детерминированной характером и спецификой этой деятельности;

4) сочетание деятельностного подхода к процессу обучения студентов с «Знанию» и «Задаче»; эти подходы сформировались на разной эмпирической базе, отличаются теоретическими основаниями и развивают у будущих учителей разные стороны педагогического сознания, взятые отдельно — они являются односторонними; сущность «знаниевого» подхода: — передать необходимый объем психолого-педагогических знаний, единица обучения — «порция» педагогической информации; основным акцентом «задачного» подхода является решение в ходе обучения различных педагогических задач, вопросов, ситуаций, единица обучения — интеллектуальное умение, что позволяет решать педагогические задачи, отвечать на вопросы; интенсивно развивает интеллектуальную сферу сознания; основной акцент при применении деятельностного, или «контекстного» подхода к подготовке будущих учителей делается на создание условий, позволяющих имитировать реальные педагогические события, единица обучения — не «порция» знаний, а не учебное задание, а педагогическое действие во всей ее жизненной полноте и противоречивости ; «Знаниевый» и «Задачный» подходы создают необходимые условия и предпосылки для реализации деятельностного подхода;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Инструменты создания электронного пособия

5) применение системного подхода к исследованию объекта «подготовка будущего учителя», что позволяет установить его структурные элементы, выявить причины их изменений и определить возможные пути перевода к другому качественному состоянию, в контексте нашего исследования — перехода к творческому этапу овладения технологиями формирования познавательной активности младших школьников;

6) разработке и внедрении акмеологических технологий обучения студентов, которые интегрируют наиболее эффективные технологии образования в целостную систему, охватывающую психологические, общепедагогические, акмеологические, дидактические и методические процедуры взаимодействия преподавателей со студентами (с учетом их уровня развития познавательной активности, способностей, склонностей, психологических особенностей).

Созданная на основе данных концептуальных положений дидактическая система обучения педагогов дает возможность достаточно эффективно готовить будущих учителей к сознательному выбору и конструирование технологий формирования познавательной активности младших школьников для решения задач современного образования.

Похожее ...

Добавить комментарий