Модели формирования компетенций профессиональных специалистов

modeli-formirovaniya-kompetentsiy-professionalnyih-spetsialistov

Модели формирования компетенций профессиональных специалистов

В управлении учебным процессом в большинстве отечественных вузов на сегодняшний день превалируют функциональные подходы, которые в значительной степени ориентируются на отдельные функции организационных подразделений, а не на конечный результат, которым является уровень профессиональной подготовленности выпускника вуза. Тогда как процессный подход к системе подготовки профессионального специалиста в вузе позволяет сконцентрироваться на между функциональных процессах и ориентирован на достижение конечного результата — формирование у выпускника вуза компетенций, которые сегодня диктует рынок труда.

Такие модели подготовки специалистов могут быть представлены как системы процессов, которые реализуются в рамках организационных структур вуза .. в выделяются следующие группы процессов:

1) проектирование учебной программы, предусматривающие разработку структуры и содержания подготовки студентов. В определяющей мер это составляет перечень дисциплин, последовательность их изучения и содержание каждой из них;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Автоматизация «Полоролевого опросника»

2) организация и осуществление учебного процесса, содержательно определяется системой коммуникаций между преподавателем и студентом, а также введением инновационных методов обучения;

3) система мониторинга качества формирования компетенций — содержательно она реализуется в форме учета и контроля промежуточных результатов обучения и анализа их соответствия запланированным показателей компетенций.

Ключевым элементом в таких моделях есть модель компетенций выпускника. В этой модели отдельная компетентность выступает как междисциплинарная категория. Это означает, что отдельная компетенция формируется на основе изучения нескольких дисциплин. С другой стороны формирования фрагмента какой-то из компетенций является результатом изучения нескольких смежных тем по отдельной по дисциплинам .. Именно в рамках этой логики реализуется процессная модель формирования компетенций профессиональных специалистов на кафедре «Экономики предприятия и инвестиций». Организационно ее реализация осуществляется в следующей логической последовательности:

  1. проведен опрос ведущих специалистов успешных бизнес-структур на предмет профессиональных требований к профессиональному специалисту, на основе чего и сформирован портфель профессиональных компетенций, который разрешён к преподавателям кафедры;
  2. по каждой из дисциплин реализуется своя процессная модель, в которой строго формализован внутридисциплинарной связи между отдельными темами, практическими или лабораторными работами и соответственно формирование фрагментов отдельных компетенций специалиста;
  3. интеграция отдельных дисциплинарных моделей в интегрированную процессную модель подготовки специалиста по строгой формализацией междисциплинарных связей с выходом на профессиональные компетенции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Интернет технологии для подготовки учителей

Все это реализуется в среде специализированной программной системы AllFussion Modeler, которая поддерживает инструментальные средства построения процесс них моделей, в частности нотации IDEFO, DFD, IDEF3, которые признаны как международные стандарты в системах процессного моделирования.

Похожее ...

Добавить комментарий