Воспитание детей с ДЦП

Воспитание детей с ДЦП

Воспитание детей с ДЦП

Воспитание детей с ДЦП

Анализ исследований различных аспектов жизни малышей с детским церебральным параличом (далее — ДЦП) позволяет утверждать, что роль ближайшего социального окружения в развитии ребенка является определяющей. Поэтому даже незначительные изменения в семейных отношениях, в том числе в системе «родитель- малыш» патогенно влияют на развитие личности.

Состояние семьи, воспитывающей малыша с ДЦП можно охарактеризовать как семейный стресс. Он возникает именно тогда, когда нарушается равновесие между реально существующими требованиями к семье, а именно принятие малыша с ограниченными возможностями и эффективное функционирование всей семьи и возможностями семьи справиться с ними. Огромный семейный стресс, с которым семья не может справиться, приводит к семейному кризису, который проявляется в неспособности семьи противостоять сложным жизненным ситуациям. Это снижает уровень функционирования семьи, негативно влияет на психосоматическое состояние ребенка с ДЦП.

Ученые обращают внимание на разные стороны сложных процессов с этим связанных, а именно взаимодействие малыша с отклонениями в развитии с окружающими, неоднородное восприятие этого малыша близкими для него людьми и тому подобное. Тем не менее, не теряет своей актуальности в пределах указанного проблематика влияния личностного принятия родителями малышей с детским церебральным параличом на стиле его воспитания.

ДЦП является сложным заболеванием центральной нервной системы, которое влечет за собой целый ряд нарушений (двигательных, интеллектуальных, перцептивные и др.).

Поэтому для таких детей очень важным фактором развития является семья

Рождение ребенка с опорно-двигательной патологией является для родителей серьезным потрясением, огромным разочарованием, убеждением в несостоятельности реализовать жизненные планы семьи. В основе психологических реакций родителей лежит так называемый феномен экспектации: система ожиданий родителей по отношению к малышу и своего собственного поведения в отношении нее.

Читайте также  Культура работы с научными текстом — составляющая работы учителя

Сообщение об ограничении ребенка аннулирует прежние экспектации, а новые в этот момент еще не сформированы. Отсутствие экспектаций и порождает шоковую реакцию. Родители не представляют, чего ждать от малыша, как обращаться с ним, каковы его реальные потребности и др.. Отсутствие экспектаций создает условия для формирования негативных ожиданий в отношении малыша. Такие новые экспектации надолго создают у родителей определенную программу воспитания и отношения к малышу.

Определяют приоритетные стили семейного воспитания малышей с ДЦП. Таковыми являются:

а) симбиотическая позиция воспитания. Родители испытывают постоянную тревогу за своего ребенка, оберегают ее от трудностей и неприятностей жизни. Они не позволяют ему быть самостоятельным, это делает ребенка беспомощным;

б) «авторитарная гиперсоциализация», при которой отношение имеет авторитарный характер контроля за поведением малыша. От ребенка требуют послушания, дисциплины, во всем навязывают свою волю и никогда не принимают во внимание ее позицию, взгляды и желания;

в) позиция отвержения, то есть родители испытывают злость, досаду, выражают неуважение к своему ребенку.

Поэтому объектом исследования — является выявление психологических особенностей личностного принятия родителями детей с ДЦП.

Предмет исследования — специфика стилей воспитания в семьях с малышами с ДЦП.

Цель исследования исследовать влияние особенностей личностного принятия родителями детей с ДЦП на стиле семейного воспитания.

Не следует забывать, что ДЦП — это группа заболеваний с различной этиологией, патогенезом и общими клиническими признаками в виде двигательных расстройств, которые могут сопровождаться нарушениями чувствительности, речи, задержкой психического расстройства, судорожным синдромом. А потому и формирование соответствующего стиля семейного воспитания таких детей следует осуществлять с учетом тех или иных изменений в их здоровье. И выстраивается он с первых недель жизни ребенка. Благодаря пластичности и большим компенсаторным возможностям детского мозга своевременно определенный стиль семейного воспитания и своевременно начатое лечение позволят получить хорошие результаты.

Читайте также  Эмблема как базовый элемент презентации учебных заведений

Поэтому, по нашему мнению, профессиональной ценностью в работе с родителями, которые имеют ребенка с церебральным параличом, выступает побуждение их к изменениям путем требования ( «empowerment») и самополномочий ( «self- empowerment»).

Речь идет о необходимости формирования в личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию, нового опыта, направление лица на конструктивное отношение к жизненным обстоятельствам, выработка активной позиции, стратегии поведения, которая бы способствовала улучшению ситуации, а также о поддержке стремления к саморазвитию и самореализации.

Надо, чтобы ребенок стал социально желанной, тогда доверие родителей к ней возрастет, они начнут интересоваться ее жизнью, планами, делами, то есть она станет для них ценностью. Отношение к своему ребенку как к ценности и оказывается в социальном поведении родителей и влияет на ее гармоничное развитие.

Поэтому считаем необходимым обратить внимание на необходимость «Альбома требования для матерей», который будет содержать задания по разным направлениям работы: арт-педагогики, библиотерапии, сказкотерапии и др.. Таким образом будет стимулироваться развитие допинг-поведения родителей, станет пусковым механизмом к изменения устоявшихся стилей воспитания.

Перспективным направлением дальнейших исследований определены углубленный анализ специфики психологической поддержки родителей детей с ДЦП и детальная разработка «Альбом требования для матерей».

Похожее ...

Добавить комментарий