Ступенчатая система образования

Ступенчатая система образования

Ступенчатая система образования

Высшее образование, как одна из важнейших составляющих системы образования, формирует у человека определенный уровень знаний, умений и навыков, которые можно применить к соответствующим видам деятельности. По подсчетам специалистов объем знаний на рубеже ХХ — ХХI вв. увеличился в 15-25 раз, а в последней трети ХХ века интенсификация этого процесса привела по сравнению с предыдущим периодом к увеличению более чем в 150 раз, что повлияло на один из основных принципов традиционного метода обучения — стабильность, то есть его содержание должно быть таким же динамичным, как наука, производство и система управления.

Поэтому перед образованием, наряду с передачей стабильной системы знаний выдвигается задача научить мыслить и самостоятельно добывать знания. Одной из важнейших задач обучения становится развитие логики мышления, умение пользоваться общими методологическими принципами.

Современные изменения в системе высшего технического образования связаны с распространением идей европейской интеграции образовательных систем разных стран, с изменениями в стратегиях и структуре образования в целом, с необходимостью формирования новых научно-педагогических, информационных, телекоммуникационных, социальных методов и технологий реализации этих изменений на степенной основе.

Анализ проблемных аспектов современного высшего образования позволяет раскрыть некоторые закономерности ее современного состояния и путей дальнейшего развития.

К числу проблем социально-экономического характера можно отнести противоречия между динамическими потребностями общества в подготовке высококвалифицированных специалистов и состоянием (возможностями) высшего образования, медленным ростом материально-технической базы вузов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Нравственная культура в процессе профессиональной подготовки будущих врачей

К числу проблемных методологических аспектов можно отнести: увеличение социально-психологических, педагогических и методических требований к созданию целостной системы подготовки кадров высокого профессионального профиля и недостаточной методологической разработанностью этой проблемы; противоречия между массово-репродуктивной подготовкой специалистов в вузе и индивидуально-творческом характере его будущей деятельности.

stupenchataya-sistema-obrazovaniya-01

К содержательно-процессуальных вопросов относятся:

— абстрактность преподавания отдельных фундаментальных и специальных учебных дисциплин на фоне конкретности задач профессиональной деятельности будущего специалиста, в решении которых ему необходимо учитывать данные различных курсов;
— непрерывное увеличение объемов учебного материала, необходимого для подготовки специалиста; противоречия между теоретическими формами изложения учебного материала и предметно — практическим характером деятельности будущего специалиста;
— сформирована технологическая структура педагогического процесса в вузе, ориентированной на усвоение теоретической информации, при существующих потребностей общества в специалисты, обладает творческой активностью, самостоятельностью, проблемным стилем мышления.

Во многих случаях молодые специалисты не подготовлены к планированию и организации производственных процессов, не умеют анализировать производственно-технологические ситуации и на этой основе самостоятельно принимать эффективные решения, не всегда проявляют творческий подход к решению нетрадиционных профессиональных задач.

Несомненно то, что для успешной реализации отдельных вышеупомянутых вопросов недостаточно применения только традиционных форм и методов учебно-методического и программного обеспечения обучения в высшей школе. Необходимо привлечение современной компьютерной техники, компьютеризированных систем и технологий, адаптации программных и методических разработок к непосредственному их использования в подготовке будущих специалистов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Эмблема как базовый элемент презентации учебных заведений

stupenchataya-sistema-obrazovaniya-02

Однако очень ограниченное количество высших учебных заведений страна обеспечена самыми современными аудиториями, может продемонстрировать реальное использование в учебном процессе мультимедийной техники (как на уровне преподавателя, так и на уровне студента), имеет обязательный доступ к Интернету, обладает эффективными практическими связями с бизнесом.

К сожалению, бизнес, сегодня, еще не достаточно заинтересованным принимать более активное практическое участие в формирование качественного высшего образования. Однако, будущий специалист не в состоянии получить необходимые практические навыки даже при использовании интерактивных методов обучения, большого количества ситуационных задач (кейсов) и др.

Проблема создания отношений с бизнесом в последние годы решается университетом самостоятельно. Однако, по моему мнению, этот вопрос нуждается в поддержке на государственном уровне и уровне местных властей, привлечение местных ассоциаций и объединений предпринимателей.

Следовательно, решение указанных проблемных аспектов и противоречий современного высшего образования требует комплексного подхода и требует совместных скорректированных усилий государства, местной власти, высших учебных заведений и бизнес организаций.

Похожее ...

Добавить комментарий