Самостоятельность студента будущего юриста

Самостоятельность студента будущего юриста

Самостоятельность студента будущего юриста

Личность студента высшего учебного заведения является предметом изучения различных ученых. Ее рассматривают в общедеятельностном аспекте, в контекстах умственного характера учебной деятельности, самостоятельной работы и др.

Однако характерной чертой всех исследований является рассмотрение личности будущего специалиста при традиционных условий функционирования высшей школы.

В то же время, существующие отношения в системе «высшее учебное заведение — студент» постепенно пересматриваются, ведь доминирование в них административных и педагогических работников исчерпало свой потенциал, учитывая соответствие учебного процесса современным требованиям со стороны общества и государства к подготовке специалиста.

В частности, такие требования касаются способности выпускников вузов работать в условиях интенсивных общественных и экономических процессов, их готовности к постоянному профессиональному самосовершенствованию и тому подобное.

Новые векторы в развитии высшего образования

Эти и другие тенденции определяют новые векторы в развитии высшего образования, один из которых заключается в совершенствовании сферы самостоятельной учебной деятельности студентов. Перспективный путь такого усовершенствования заключается, по нашему мнению, в становлении целенаправленной системы управления этим видом учебной работы, к которой должны быть привлечены все субъекты учебного процесса — от ректора до студента.

Новый статус будущего специалиста предусматривает изменение концепции его учебной деятельности, которая предусматривает иное понимание перспектив собственной работы. Однако качественные изменения в самоидентификации студента как субъекта учебного процесса должны гармонировать с приобретением им, в частности, такой черты, как самостоятельность.

Ее формирования является предметом деятельности всех субъектов управления самостоятельной учебной деятельностью будущих специалистов, что характерно и для подготовки юристов.

Рассмотрим сущность самостоятельности как черты личности студента-субъекта управления самостоятельной учебной деятельностью, и те задачи, которые должны выполняться другими управленцами подготовкой юристов для ее формирования.

Первой составляющей самостоятельности является способность студента лично определять цели обучения. Такими целями являются дальние стратегические (ориентированы на приобретение профессионализма специалиста правовой отрасли), стратегические летние и семестровые (связанные с изучением отдельных дисциплин) и текущие тактические.

Наличие осознанных целей обуславливает потребность в студента в организации самостоятельной работы, то есть движущей силой его обучения. Дальние стратегические цели в определенной степени формируются в будущих юристов, еще когда те в качестве абитуриентов подвергаются влиянию профориентационной компании учебного заведения.

Однако на этом этапе студент овладевает лишь внешняя сторона профессии милиционера или юриста. Далее должна формироваться у него системное понимание профессии, что, например, происходит при изучении учебной дисциплины «Юридическая деонтология».

Дальних стратегических целей студентов

Также полезными для формирования у студентов дальних стратегических целей является конкурсы, конференции, мероприятия по случаю профессиональных праздников, встречи с ветеранами, рассказы преподавателей о подробностях своей практической деятельности и т. д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Ребенок хочет завести кота, как правильно его кормить

Таким образом, к совместному со студентами определения их дальних стратегических целей имеют участвовать представители ректората, факультета и кафедр. При этом такие цели должны корректироваться в зависимости от приобретения студентами определенного профессионального уровня, который обусловливает понимание ими содержания юридической деятельности.

Поэтому составляющей формирования самостоятельности студентов должны быть приняты на уровне учебного заведения и факультета концепция и программа формирования дальних стратегических целей самостоятельной учебной деятельности будущего юриста. Такие концепция и программа могут быть частью положения об организации учебного процесса или самостоятельной работы в заведении и тому подобное.

Прерогатива в помощи студентам определить собственные стратегические летние и семестровые цели принадлежит преподавателям. Их непосредственной задачей в этом отношении определения доли определенной учебной дисциплины в процессе профессионального становления юриста.

Ответственные и внимательные педагоги могут и индивидуально ориентировать студентов на определение годовых и семестровых целей. Например, определенным студентам может быть порекомендовано уделить внимание формированию умения выступать перед аудиторией или готовить письменную научную работу. Со стороны факультета именно к индивидуальной работе со студентами могут быть приобщенными кураторы учебных групп или, как это принято в учебных заведениях МВД, — курсовые офицеры.

Самостоятельная учебная деятельность

К текущим тактических целей студента в сфере самостоятельной учебной деятельности относятся установление перечня учебных задач и мероприятий в близкой перспективе, их упорядочения и выполнения.

Совокупность учебных задач частично определяется преподавателями, частично — совместно ними и студентами в результате совместной деятельности, а частично — самими студентами с учетом их стратегических целей.

С позиции рассмотрения самостоятельности как черты личности последняя ситуация является показателем ее сформированности. Подобными способами (по инициативе педагога, совместно преподавателем и студентом или лично последним) определяются и учебные мероприятия (обработка литературы, изучение текста наизусть, посещение консультаций и др.).

Студенты, которые не имеют опыта самостоятельной учебной деятельности, требующих первого варианта. Однако задачей преподавателя является ориентация студентов к третьему пути. Это требует от педагога определения учебной задачи и определенного ожидания результатов его выполнения.

В случае отсутствия положительных результатов студентам может быть оказана помощь, но, если она предоставляется сразу, то будущие специалисты лишаются возможности формирования самостоятельности.

Тактические цели по благоустройству учебных задач оговариваются потребностями студентов в равномерном распределении учебной нагрузки в течение месяца или недели, определении приоритетов по факторам важности, сложности и сроков выполнения.

Цели будущих специалистов по выполнению учебных задач предусматривают создание организационных и учебных условий самостоятельной работы. К таким целям, в частности, относятся обеспечение планирования учебных мероприятий, подготовка рабочего места, приобретение литературы и др.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Эмблема как базовый элемент презентации учебных заведений

Таким образом, можно констатировать, что вышеупомянутые стратегические цели обусловливают самостоятельность студента в контексте вертикального развития, а тактические — его горизонтальную мобильность. При этом одни цели влияют на другие и на состояние самостоятельности будущего специалиста.

Второй составляющей самостоятельности студента, по нашему мнению, совокупность его умений реализовывать эти цели. Согласно реализация стратегических целей требует выработки программы самостановления юриста, которая предусматривает конкретизацию ориентиров самостоятельной учебной работы, ее этапы, непосредственные меры и методики самоанализа собственных достижений.

Механизмом формирования самостоятельности

Создание такой программы и является механизмом формирования самостоятельности, а приобретение студентом возможности ее создания является предметом особого внимания со стороны преподавателей и представителей деканата. Соответствующими средствами помощи студентам является предоставление общих рекомендаций и индивидуальная работа.

2157

Вступление будущим юристом самостоятельности в контексте реализации тактических целей требует от него сформированности значительного количества специальных умений, которые можно разделить по группам.

Первая из них представляет мотивационные способности, которые заключаются в способности будущих специалистов как субъектов управления самостоятельной учебной деятельностью определять собственные потребности в овладении конкретных тем и выполнении отдельных заданий самостоятельной работы.

Вторая группа охватывает конструктивные умения студентов, которые являются основой и залогом выполнения ими определенных учебных задач в аспектах работы с литературой, на компьютере, выполнении письменных упражнений и др.

К третьей группе относятся организационные умения: вести дневник по учету заданий самостоятельной работы и состояния их выполнения, планировать учебный день, прогнозировать уровень учебной нагрузки на следующую неделю и тому подобное.

Умениями четвертой группы является стимулирующие, которые обусловливают, в частности, введение студентами системы собственных правил самостоятельной учебной деятельности, временное ограничение в развлечениях и др.

Последняя группа специальных умений — контрольная, ведь показателем самостоятельности и способности к самоуправлению является наличие способности будущего специалиста к самоанализу, отбора средств самодиагностики знаний и текущей успеваемости, а также к ее постоянного осуществления.

Роль учебного заведения

Роль учебного заведения может заключаться в создании условий для формирования указанных умений: введении специального учебного курса, индивидуальной работе со студентами, уделение внимания вопросам практических умений самостоятельной работы на учебных занятиях и т. д.

Таким образом, нами установлены и проанализированы две составляющие самостоятельности будущего юриста как черты субъекта системы управления самостоятельной учебной деятельностью. Первая из них представлена его способностью определять стратегические и тактические цели в обучении, а вторая — совокупностью умений, ориентированных на реализацию указанных целей.

Нами отмечены способы и пути формирования самостоятельности студентов усилиями различных субъектов управления самостоятельной учебной деятельностью будущих юристов.

Похожее ...

Добавить комментарий