Особенности проведения школьного естественно экскурсий в начальной школе

Особенности проведения школьного естественно экскурсий в начальной школе

Особенности проведения школьного естественно экскурсий в начальной школе

Особенности проведения школьного естественно экскурсий в начальной школе

Современный человек, живущий в веке новых технологий, все больше отдаляется от природы. Все меньше мы слышим детский шум на спортплощадках; все реже наши дети отдыхают в лесу, на реке; все меньше здоровых детей приходят в школу … Растут города … Мы не в состоянии изменить условия существования, да и не нужно отказываться от технического прогресса, но мы должны приблизиться к природе, увеличивая контакт с природными объектами (регулярный отдых за пределами города), либо за счет посещения, экскурсий парков, скверов и других зеленых частей населенных пунктов.

Прикоснуться, приблизиться к природе ребенку помогает, конечно, школа. В Государственном стандарте общего начального образования определены ключевые компетентности учащихся, одна из них — природоведческая. Она включает «усвоение системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологических знаний, овладение способов учебно-познавательной и природоохранной деятельности, развитие ценностных ориентаций в отношении к природе». В программе для общеобразовательных учебных заведений «Естествознание» 1-4 классов рекомендуется использовать «местный природоведческий и краеведческий материал, проводить экскурсии в природу» для формирования у школьников исследовательских умений. Общеизвестно, что экскурсии способствуют не только закреплению знаний по естествознанию, ребенок приобретает навыки самостоятельной работы, а самое главное — происходит накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, важных для успешного познания окружающего мира.

Читайте также  Курсы кластерные технологии на платформах Linux

В первом классе, когда ребенок наиболее открыта для восприятия окружающего мира, по программе «Естествознание» рекомендовано 5 экскурсий по следующей тематике: «Ознакомление с объектами неживой и живой природы», «Наблюдение за осенними изменениями в живой и неживой природе», «Экскурсия в сад (парк, сквер, лес). Правила поведения в природе », « Экскурсия в краеведческий музей, школьного живого уголка, зоопарка (на выбор) », «Экскурсия в водоемы (в лес). Правила поведения вблизи водоема (в лесу)».

Экскурсии должны проводиться по темам, давая школьникам возможность закрепить полученные знания на уроках

Отсутствие экскурсии или несвоевременное ее проведения формирует у детей барьер между содержанием исследуемого материала по учебнику и объектами природы. Во время проведения экскурсий в 1-м классе необходимо включать сбор естественного материала и игровые моменты (подвижные игры). Это дает возможность учителю во-первых, проверить понятийный аппарат, названия объектов живой и неживой природы; во-вторых — это интересно детям, потому что ведущей деятельностью шестилеток остается игровая.

Во втором классе по программе предлагается четыре экскурсии, посвященные сезонным изменениям. Эта форма работы формирует у младшего школьника умение сравнивать объекты природы в разные сезоны года. Поэтому экскурсии во 2-м классе можно проводить на той же местности, используя те же объекты наблюдения, но привлекать новые подходы организационной работы и различные методические решения.

В программе 3-го класса сквозной темой является сохранение видового биоразнообразия, сохранение природы в целом. Поэтому экскурсию «Знакомство с многообразием растительного и животного мира родного края» можно проводить на экологической тропе возле школы. Объектами экологической тропы можно выбрать как обычные растения своей местности (ель, сосна, береза, клен, тополь, ива, калина), так интродуцированные (туя, можжевельник, сосна горная, ель канадская), или редкие, занесенные в Красную книгу (подснежника двулиста, подснежника сибирская, подснежник белоснежный, нарцисс узколистный, лук медвежий).

Читайте также  Самостоятельность студента будущего юриста

Во время беседы на экскурсии учитель должен обращать внимание детей на причин исчезновения редких растений, в том числе:

— массовое сбор дикорастущих лекарственных, пищевых и декоративных росли;
— загрязнение воздуха, водоемов, изменение условий существования этих растений и тому подобное.

В маршрут экскурсии необходимо включить места с ярко выраженной хозяйственной деятельностью человека, уголки природы для отдыха с последующим обсуждением с детьми. Постепенно в начальной школе с 1-го по 4-й класс количество экскурсий уменьшается, однако усложняются задачи и увеличивается объем самостоятельной работы учащихся.

Известно, что в основе экологических знаний положено изучение природных связей, закономерности развития живых систем, взаимозависимость между объектами и явлениями природы. Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения за ней. Школьные естественные экскурсии имеют мощные возможности для закрепления полученных знаний, усвоение общечеловеческих ценностей, норм поведения в природе и формирование основ экологической культуры младшего школьника.

Похожее ...

Добавить комментарий