Креативность на уроках биологии (из опыта работы в 10-х классов)

Креативность на уроках биологии (из опыта работы в 10-х классов)

Креативность на уроках биологии (из опыта работы в 10-х классов)

Креативность на уроках биологии (из опыта работы в 10-х классов)

Сегодня образование — это классно-урочная система, ориентированная в основном на усвоение знаний, формирование умений, навыков и на развитие личности. Постоянное обновление информации и колоссальные темпы роста ее объемов предопределяет потребность в таких членах общества, которые способны гибко и оперативно адаптироваться к новым требованиям, адекватно реагировать на новые призывы учиться в течение всей жизни, развиваться и творить. Но главное — изменилось социальный заказ школы: «От человека, знающего, — к человеку, который умеет». Моя учебно-воспитательная деятельность заключается в том, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а самообучение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития.

На уроках учащиеся получают важные теоретические знания по биологии, учатся их практически применять. Как известно, истина должна быть прожита, а не изложенной и заученной. Стараюсь строить уроки таким образом, чтобы учащиеся закрепляли материал не путем простого заучивания и перевода биологической терминологии, а путем развития креативности и критического мышления, решения практических задач.

Творчество — это сложное, комплексное явление, обусловленное многими социально — педагогическими и психологическими факторами. Э.Фрей определяет творчество (креативность) как способность удивлять и познавать, умение находить ответ в нестандартных ситуациях, заинтересованность в открытии нового и способность к глубокому познанию собственного опыта. Используя элементы творческой деятельности на уроках, дети не только получают необходимые знания и умения, но и лучше развиваются, поскольку вместе с креативной деятельностью воплощается и познавательная.

Для развития у учащихся креативности нужно научить их использовать усвоенные знания в новых условиях, в нестандартных ситуациях

Используя технологии критического мышления, элементы исследовательской деятельности, деловые игры, разнообразные творческие задачи, учитель помогает подросткам проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал.

Читайте также  Самостоятельность студента будущего юриста

Можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности учащихся на низком, среднем и высоком уровнях.

Низкий уровень развития креативности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны лишь на начальном этапе деятельности.

У подростков со средним средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен только при условии сотрудничества с учителем, зависит от его помощи и поддержки, требует внешней мотивации.

Подростки с высоким уровнем креативности обладают устойчивым познавательным интересом, который возникает независимо от внешних потребностей. Обычно у них есть идея и желание реализовать. Они склонны к экспериментам, моделирование различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов.

Для учащихся с разным уровнем креативности целесообразно использовать различные приемы критического мышления и различные творческие задачи.

Наиболее ярко творчество в критическом мышлении проявляется на этапе рефлексии (обратной связи). Этот процесс начинается индивидуально и заканчивается общим обсуждением. Так формируется собственное понимание проблемы.

На уроках подросткам с различными уровнями креативности предлагается на выбор то, что ему по вкусу:

• сделать к теме рисунок (тема «Органические вещества», «Неклеточные формы жизни»);
• создать схему — конспект урока («Мейоз», «Особенности строения клеток прокариот и эукариот»);
• придумать биологическую задачу к теме («Митоз», «Мейоз», «Обмен веществ и энергии в клетке — энергетический и пластический обмен»);
• найти в дополнительной литературе пример к материалу урока («Роль витаминов, гормонов, факторов роста в жизнедеятельности организмов», «Профилактика бактериальных заболеваний человека», «Гистотехнологии. Применение искусственных тканей для лечения заболеваний человека»);
• составить кроссворд для проверки знаний по теме («Органические вещества, их разнообразие и значение», «Общий план строения клеток. Поверхностный аппарат. Ядро», «Неклеточные формы жизни»);
• придумать фантастический рассказ, например «Жизнь одной митохондрии»;
• разработать эксперимент, например (тема «Вирусы», «Профилактика бактериальных заболеваний человека»).

Читайте также  Курсы английского за рубежом — ваш шаг в лучшее будущее!

Использование на уроках биологии творческих задач позволяет ученику эффективно самореализоваться и сохранить его индивидуальность. Ученики не боятся новых смелых и нестандартных решений, могут пересмотреть свои взгляды и действия, исправлять свои ошибки.

При исследовательском подходе ученик с высоким уровнем креативности получает знания о предметах и явлениях и находит пути их изучения во время самостоятельного исследования. Ученик становится исследователем-творцом. В старших классах все большую роль играет метод проектов в самореализации подростков во время учебной деятельности. При выполнении исследования находится то, что уже есть, а при выполнении проектов создается то, что еще не существует.

Проектная деятельность направлена на выработку некоторого продукта

Примером могут быть «Тайны клетки», презентации «Жизненный цикл вирусов», выступления агитбригад «Берегись, ВИЧ!», Проект «Профессии будущего и биология». При их создании старшеклассники используют свои знания по курсу математики, физики, химии, истории и конечно же, биологии. Метод проектов как прием исследовательской деятельности позволяет подростку познать собственную компетентность через самостоятельную постановку проблемы, определить средства и способы ее нестандартного решения, критически оценить результативность деятельности.

В мировой педагогической практике существует много методик эффективного обучения. Но все они так или иначе — это новая комбинация старых элементов. Ведь вся музыка человечества — это сочетание семи нот, все нарисованные картины — это сочетание всего трех основных цветов … Итак, современный урок — это искусство сочетания методик и приемов, которые позволяют Учителю открыть Ученику самого себя и самореализоваться.

Похожее ...

Добавить комментарий