Компетентность специалистов социальной работы

kompetentnost-spetsialistov-sotsialnoy-rabotyi

Компетентность специалистов социальной работы

Сложность диагностики профессионально-коммуникативной компетентности заключается как в ее критериальном определении, так и в подборе инструментария, который имеет описывать одновременно понимание и действия субъектов профессиональной подготовки. Важными элементами оценки критерии и показатели сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста социальной работы.

Философский энциклопедический словарь трактует понятие «критерии» как «… мерило для оценки чего-либо, средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы».

Критериями оценки учебных результатов исследователи определяют компоненты структуры профессиональной компетентности специалиста, а показателями — количественные или качественные характеристики, свойства, признаки изучаемого объекта, то есть меру сформированности того или иного критерия. Таким образом, критерии раскрываются через систему показателей, изменение которых должен показать степень успешности формирования и развития компетентности специалиста.

Определяя характеристики компетентности, выделяют следующие их аспекты: когнитивный (владение знанием содержания компетентности), мотивационный (способность к проявлению компетентности), поведенческий (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях), эмоциональный (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности), ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и обьектации применения). В такой трактовке понятия характеристики компетентности рассматриваются как общие ориентировочные критерии оценки ее содержания.

Критерии оценки профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов социальной работы отражают основные закономерности формирования этой личностной характеристики, взаимосвязи между компонентами модели, динамику изучаемого явления, и раскрываются через специфические признаки каждого структурного компонента.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Ребенок хочет завести кота, как правильно его кормить

Определяя критерии диагностики профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов социальной работы мы опирались на ее сущностные характеристики и положения критериального подхода (критерии должны фиксировать деятельностное состояние субъекта, содержать информацию о характере и специфике деятельности, мотивы и отношения к ее выполнению). Также эти критерии должны четко и недвусмысленно измеряться качественными показателями и выражаться в количественных показателях.

Рассматривая профессионально-коммуникативную компетентность будущих специалистов социальной работы как сложное интегративное личностное образование, а ее структуру — как единство когнитивно-профессионального, эмоционально мотивационного и операционно-деятельностного компонентов, считаем целесообразным оценивать степень ее сформированности и развития, соответственно, по следующим критериям: когнитивно-профессиональным, эмоционально мотивационным и операционно-деятельностного.

По когнитивно-профессиональному критерию определяем уровень сформированности аналогичного по названию компонента профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста, а именно меры владения студентом совокупности профессиональных знаний, необходимых для эффективной коммуникативной деятельности как в профессиональной реализации, так и вне работы.

Сущность эмоционально-мотивационного критерия будущего специалиста социальной работы заключается в определении уровня сформированности профессиональной направленности личности студента, его способности к самоконтролю, самосовершенствование, самооценки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Эмблема как базовый элемент презентации учебных заведений

Операционно-деятельностный критерий позволяет выявить уровень сформированности умений и навыков, необходимых для профессионально-коммуникативной деятельности будущего специалиста социальной работы.

К каждому критерию разработан набор соответствующих показателей, на основе анализа которых можно выносить суждения относительно степени развития исследуемого феномена. Такими показателями считаем содержательные характеристики соответствующих структурных компонентов.

К показателям когнитивно-профессионального критерия относим: знание о сущности, структуре, функциях и стиле общения в целом и профессионального частности; наличие интеллектуальных способностей, присущих профессиональной деятельности; наличие фоновых (общекультурных) знаний; знания речевых правил и норм; знания вербальной и невербальной коммуникации; знания о механизмах социальной перцепции; теоретические и практические знания по психологии.

Показателями эмоционально-мотивационного критерия являются: мотивы выбора профессии; мотивы, побуждающие к эффективной коммуникативной деятельности; цели потребности, стимулы творческих проявлений личности; наличие интереса к выбранной специальности, характеризующий потребность личности в знаниях, во владении эффективными средствами формирования профессиональной компетентности; эмоциональные способности будущего специалиста, а именно: гуманность, честность, целеустремленность, ответственность, принципиальность, организованность, лидерские качества, которые проявляются в способности устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с клиентами способность к самоанализу и корректировки действий; развитые эмпатия и рефлексия.

Похожее ...

Добавить комментарий