Воспитание трудолюбия у дошкольников

Воспитание трудолюбия у дошкольников

Воспитание трудолюбия у дошкольников

Одним из актуальных задач обновления современного дошкольного образования, стоящих перед национальным дошкольным воспитанием, является организация учебно-воспитательного пространства, обеспечивает проявление творческих способностей каждого ребенка в разных видах деятельности. Согласно требованиям Базового компонента дошкольного образования, необходимо способствовать формированию компетентности ребенка в различных сферах жизнедеятельности и активной жизненной позиции, потому что обществу нужны самостоятельные, трудолюбивые, творческие люди, которые сумеют создать независимое государство. Реализация этой задачи требует не только поиска новых воспитательных технологий, но и объективной оценки, глубокого анализа наследия педагогов прошлого и ее творческого применения.

Педагогические взгляды по проблеме трудового воспитания и воспитания трудолюбия в образовательном процессе детского учреждения, нашли отражение во многих работах учёных. Отмечалось, что труд имеет большое социальное значение для воспитания, поэтому надо к нему привлекать детей с раннего детства, обязательно учитывая возрастные особенности детей: «Чтобы дать детям современное социальное воспитание, мы должны, прежде всего, воспитывать в ребенке наклонности к труду, привычку считать труд как одну из главных обязанностей, и для этого давать сначала только приятную работу, дальше образовать такой сильный настрой среди детей, благодаря которому каждая, даже тяжелая работа будет проводиться с удовольствием, весело».

Обращают внимание на создание специальных условий для организации детского труда, замечают то, что большое значение в трудовом воспитании имеет личный пример педагога. Определяют характерные признаки детского труда, которые должны знать взрослые для того, чтобы работа была полезной и способствовала воспитанию нравственных качеств личности: труд является активность ребенка, хорошо развивает мышцы и дает толчок к детской мысли; он должен соответствовать силе, вкусу и склонностям ребенка; быть разнообразным и иметь конкретную задачу; помощь взрослых должна быть своевременной, но ненавязчивой, согласно возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Наиболее привлекательным для детей дошкольного возраста среди других, считают ручной труд. Именно благодаря ручной работе формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, потребность в труде, аккуратность, добросовестность, стремление к качеству работы и совершенства при ее выполнении, умение проявлять свою инициативу, творчество, товарищескую взаимопомощь и многие другие, которые становятся основой человеческой жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Проблемы организации экономического образования у детей

Обращают внимание на то, что огромную роль в формировании трудолюбия играют трудовые праздники и традиции, которые передаются в семье из поколения в поколение. Советуют обязательно привлекать к ним и малышей. Общественный труд сближает семью и становится важным средством формирования трудолюбивой личности.

Подчеркивают, что изучение любых наук тесно связано с детским трудом, который помогает лучше их усвоить: «Об отдельных науках, то все они пользуются помощью детского труда, и он со своей стороны лучше выясняет всякие знания, всякое воображение». Так, изучая родной язык, дети рисуют и вырезают из бумаги буквы. Во время усвоения математики они лепят или вырезают из картона разные вещи, делают счетов, календари, циферблаты для часов, весы, вырезают и склеивают из картона различные геометрические фигуры.

Любимым занятием детей, является плетение и вышивка. Малыши выплетают сумки, корзины, гамаки для себя и товарищей. Вышивая салфетку, платок для куклы, полотенце, учатся находить гармонию в цветах, придумывать комбинацию орнаментов. Конечно, в таких работах широко используют орнамент, который в детских руках приобретает новые вариаций, и все это безусловно способствует не только развитию художественного вкуса, но и воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к национальной культуре, трудолюбию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование представлений о фигуре у дошкольников

В процессе учебной ручного труда дети приобретают необходимые трудовые умения и навыки, готовятся к более сложной деятельности, в них воспитывается выдержка, воля, внутренняя самодисциплина, то есть те качества личности, которые необходимы для жизни. Главное же в такой работе — это самостоятельность ребенка, его инициатива: «… вышивания, вырезания из бумаги, плетение — везде мы подаем ребенку лишь некоторые технические указания, порой намечаем тему, но более всего даем детям волю обнаружить в каждой труда свое представление, свою творческую мысль».

Детей знакомят с народными промыслами, возрождаются национальные традиции и праздники и дети изготавливают к ним различные украшения и изделия, используя при этом элементы национального искусства. Воспитатели стремятся использовать ручной труд как важный элемент учебно-воспитательного пространства, который влияет на личностный рост дошкольника и его жизненную компетентность: его мировоззрение, самосознание, интересы, базовые личностные качества, среди которых важное место занимает трудолюбие.

Использование ручного труда в учебно-воспитательном пространстве дошкольных учебных заведений для воспитания трудолюбия дошкольников сегодня является актуальным и способствует формированию жизненной компетентности ребенка.

Похожее ...

Добавить комментарий