Развитие диалогической речи у дошкольников

Развитие диалогической речи у дошкольников

Развитие диалогической речи у дошкольников

Одной из основных задач речевого воспитания дошкольников является развитие диалогической речи. Это обусловлено, прежде всего его чрезвычайным значением в развитии личности, его социализации. Диалогическая речь — это объединение ситуативно тематическими и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порождается двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения.

Овладение диалогической речью важно и для дальнейшего успешного обучения малыша в школе. Адекватное восприятие и воспроизведение речи сказочных персонажей, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют от ребенка достаточного уровня развития диалогической речи.

В методике развития речи дошкольников одним из средств развития диалогической речи традиционно определяется художественная литература, содержащая для малышей дошкольного возраста образцы диалогических единств. Проблему использования художественной литературы как средства диалогической речи малышей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях. Все авторы подчеркивают значение художественной литературы и уделяют внимание появлению таких компетенций: когнитивно-речевая, поэтически эмоциональная, выразительно-эмоциональный, оценочно- этическая. Поэтому не случайно, ученые определяют, что художественная литература положительно влияет на диалогичность детской речи. В процессе чтения художественных произведений совершенствуются все стороны речи: дети упражняются в грамматически правильной речи в процессе построения различных типов предложений, согласованности слов между собой в роде, числе и падеже; лексический запас ребенка активизируется словами и образными выражениями, сравнениями, эпитетами, которые случаются в художественном произведении; формируется звуковая культура речи — ребенок упражняется в использовании средств выразительности (интонации, пауз, логических ударений, силы голоса).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование представлений о фигуре у дошкольников

Гипотезой нашего исследования выступила тезис о том, что эффективность использования художественной литературы, как средства диалогической речи малышей старшего дошкольного возраста, возможно при следующих условиях:

  1. целесообразном понимании содержания художественных произведений малышами старшего дошкольного возраста;
  2. планомерной и систематической работы по ознакомлению с художественной литературой;
  3. использование различных форм работы с художественной литературой;
  4. формирование у малышей элементарных представлений о структуре диалогической речи;
  5. поэтапное развитие речевых умений и навыков, обеспечивающих структурную оформленность диалогического высказывания.

Цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании разработке и практической апробации методики развития диалогической речи малышей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Анализ педагогической практики, наши наблюдения свидетельствуют об удовлетворительном уровне сформированности диалогических умений у малышей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Старшие дошкольники в основном употребляют короткие реплики, разговор детей между собой является недолговечным. Наши наблюдения показывают, что большинство воспитателей (82%) предпочитают работать со сказочными и поэтическими жанрами. Лишь незначительная часть педагогов использует разнообразные жанры: сказки, рассказы, легенды, загадки, считалки, стихи, песни. Усвоению детьми диалогов персонажей художественных произведений, традиций, применению их в собственной речи, по мнению воспитателей (70%), способствуют песни, сказки, объединение двух сюжетов в один, формулировка вопросов (простых, шутливых). Из методов обучения диалогической речи педагоги в основном выбирают диалоги-беседы, чтение литературных произведений, игры, инсценировки, драматизацию. Данные констатирующего среза показали, что высокий уровень сформированности диалогических умений было зафиксировано у 5% малышей экспериментальной и 8% — контрольной групп; достаточный — в 8% экспериментальной и 10% — контрольной групп. Подавляющее большинство респондентов находилась на среднем уровне (соответственно 40% — в экспериментальной и 42% — в контрольной группах). В 35% старших дошкольников экспериментальной и 30% — контрольной групп было выявлено удовлетворительный уровень сформированности диалогических умений. Низкий уровень продемонстрировали 12% детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и 10% — контрольной групп.

Похожее ...

Добавить комментарий