Мотивация познавательной деятельности учеников начальной школы

motivatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchenikov-nachalnoy-shkolyi

Мотивация познавательной деятельности учеников начальной школы

В концепции современного образования особо отмечается проблема активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников в образовательном процессе. Познавательная деятельность, содержанием которой является овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий при личной активности ученика, является сознательной деятельностью субъекта, направленной на приобретение информации об объектах и ​​явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Ее важными структурными элементами выступают потребности и мотивы. Важность разработки проблемы изучения мотивационной составляющей учебно-познавательной деятельности младших школьников актуализируется наличием противоречия между необходимостью развития познавательной деятельности учащихся и отсутствием научного обоснования и сравнительного изучения мотивов этой деятельности в условиях учебно-воспитательного процесса.

Очень важной, по нашему мнению, для формирования мотивационной сферы младшего школьника, и соответственно, развития его познавательной деятельности, является направленность личности учителя на содержательную и эмоциональную поддержку учащихся, положительное оценивание, организацию позитивного взаимодействия в учебной деятельности и тому подобное. Нами выявлено, что наиболее благоприятным для создания внутренней мотивации познавательной деятельности является гибкий стиль педагогической деятельности. Эффективными оказались такие приемы сотрудничества в начальной школе: обращение к мнению учеников, советы с ними, привлечения их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству. Субъектность обучения, самостоятельность учащихся подкрепляется мотивами, которые являются основой развития познавательной деятельности. Но, следует отметить, что в соответствии с особенностями развития психических процессов младшего школьника, не менее важны четкие требования и контроль за выполнением этих требований, поэтому элементы авторитарного стиля являются целесообразными при формировании познавательной деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Воспитание трудолюбия у дошкольников

Предыдущее изложение и анализ источников позволяет нам отметить, что на формирование начального звена познавательной деятельности влияют такие мотивационные факторы:

  1. положительное отношение к школе;
  2. полное доверие к преподавателю;
  3. готовность воспринимать и следовать;
  4. острая потребность в новых впечатлениях;
  5. естественная любознательность.

Итак, неотъемлемым компонентом, который обеспечивает интенсивную познавательную деятельность, необходимую для развития учеников начальной школы, является повышенная положительная мотивация. Мотивация, на которую влияет комплекс факторов, становится детерминантой познавательной деятельности младших школьников, результат которой, отражающие достижения цели познания, становятся механизмом возникновения новой познавательной мотивации.

Похожее ...

Добавить комментарий