Формирование представлений о фигуре у дошкольников

formirovanie-predstavleniy-o-figure-u-doshkolnikov

Формирование представлений о фигуре у дошкольников

Ознакомление малышей с фигурами способствует сенсорному и умственному развитию. Развитие представлений о геометрических фигурах, это одно из самых сложных задач в умственном развитии ребенка. Ведь именно в дошкольный период дети накапливают первые представления о форме, размерах и взаимное положение предметов в пространстве.

Проблему ознакомления малышей дошкольного возраста с геометрическими фигурами и их свойствами ученые предлагают рассматривать в разных аспектах: сенсорное восприятие геометрических фигур; использование геометрических фигур как эталонов в познании форм окружающих предметов; познания особенностей структурных элементов геометрических фигур; установление связей и закономерностей построения геометрических фигур.

Целью нашей экспериментальной работы было разработать систему формирования представлений о фигурах у детей дошкольного возраста геометрическим путем и апробировать их. Ознакомление с учебным материалом предусматривало несколько этапов:

1-й этап. Ознакомление с точкой. Воспитанники усваивают содержание понятия — самая фигура, которая не имеет никакого параметра; учатся моделировать точку, использовать ее в изображениях.

2-й этап. Знакомство с линией (прямой, кривой, ломаной). Малыши получают представление о понятии — черта, узкая полоска на какой-либо поверхности; приобретают умения строить линию, пользоваться ею во время создание иллюстраций.

3-й этап. Знакомство с отрезком. Воспитанники усваивают понятие — часть прямой, ограниченная с двух сторон точками; учатся моделировать отрезок и использовать его в изображениях.

4-й этап. Ознакомление с углом. Дети дошкольного возраста получают представление о содержании понятия — геометрическая фигура, образованная двумя линиями, выходящими из одной точки; приобретают умения строить угол и пользоваться им во время рисования.

5-й этап. Построение фигур. Воспитанники усваивают содержание понятия — любая совокупность точек и учатся строить фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование трудовых умений и навыков у дошкольников

6-й этап. Перестройка фигур — дети учатся перестраивать существующую геометрическую фигуру в другую, меняя количество элементов.

Предложенный путь позволяет сместить сознание ребенка с сенсорного уровня мышления на геометрический. В экспериментальной работе интенсивно использовались активные методы: моделирование, предметно преобразовательные и действия познавательной направленности. Решающее значение в усвоении способов построения геометрических фигур и знаний об основных геометрических понятия имела деятельность самого ребенка. Поэтому особое внимание уделяли методам ознакомления с геометрическими фигурами: преподавание счетных палочек, из полосок бумаги, веревок; измерения сторон с помощью условной меры. В процессе экспериментального обучения использовались различные проблемные ситуации, которые способствовали развитию мышления детей дошкольного возраста. Знания, которые малыши получали на занятиях по математике закреплялись в других видах деятельности: вырезания, лепка, рисование, обводки, конструирование плоскостных геометрических фигур.

Ознакомление малышей дошкольного возраста с геометрическими фигурами происходило на занятиях по математике, в дидактических играх, и в специально созданной предметно-развивающей среде, где дети сами могли строить и перестраивать фигуры. С этой целью была создана игротека, которая состояла из развивающих игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Квадрат Пифагора» и других. Особый интерес у детей вызвали задания на моделирование фигур и предметов из палочек.

В течение экспериментального обучения использовали предметные и комплексные занятия. На предметных занятиях происходило первое знакомство с определенной фигурой. Комплексные предусматривали закрепление знаний о геометрических фигурах в составе других программных задач, например, измерения, счет.

В младшей группе программное содержание занятий предусматривало: ознакомление с геометрической фигурой — точка, способами ее построения. Формирование математического представления — линия, ее основных видов (прямая, кривая и ломаная), а также как можно получить эту фигуру. Получение знаний о отрезок и способы его изображения. Знакомство с геометрической фигурой — угол, формирование представления о величине угла и способы его моделирования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Воспитание трудолюбия у дошкольников

В средней группе занятия были направлены на получение знаний и умений строить геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Значительное внимание уделялось на закрепление и совершенствование знаний, полученных в предыдущей возрастной группе.

Содержание занятий в старшей группе предусматривал: ознакомление детей со способами перестройки геометрических фигур; формирование умения видоизменять, комбинировать и трансформировать геометрические фигуры. Важной задачей этой возрастной группы было создать условия для овладения обобщенным способом моделирования фигур определенного класса на основе существенного признака.

Занятия во всех возрастных группах имело такую ​​структуру:

  1. Мотивация деятельности. Использовали практические ситуации. Например, нарисовать для подвижной игры несколько одинаковых кругов.
  2. Постановка проблемы, которая требует использования нового знания. Например, как разместить множество точек на одинаковом расстоянии от центральной точки.
  3. Адекватная предметно-преобразовательная деятельность детей, которая направляет на открытие нового знания. Дети усваивают способ образования круга.
  4. Воспроизведение нового способа действий в типичной ситуации. Дети создают класс фигур разных по величине, цвету.
  5. Развивающие задания, которые способствуют развитию геометрического мышления.
  6. Итог занятия. На этом этапе воспитатель совместно с детьми фиксирует в речи новое знание и организует анализ деятельности.

Итак, в ходе экспериментальной работы с малышами мы пришли к выводу, что формирование представлений о фигурах геометрическим путем необходимо осуществлять поэтапно. Задача педагога — обеспечить на каждом этапе интенсивное развитие знаний и процессуального показателя. Экспериментальные данные дают основания утверждать, что формирование представлений о фигурах геометрическим путем у малышей дошкольного возраста, как правило, носит скачкообразный характер и уровень его сформированности у каждого ребенка личный.

Похожее ...

Добавить комментарий