Формирование любознательности у дошкольников

formirovanie-lyuboznatelnosti-u-doshkolnikov

Формирование любознательности у дошкольников

Целью констатирующего эксперимента было выяснение уровня развития любознательности малышей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования на этом этапе были такими:

— Выявить уровни развития любознательности малышей среднего дошкольного возраста;

— Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера;

— Выявить умение осуществлять самостоятельные исследовательские действия.

Методами констатирующего этапа исследования стали: наблюдение за проявлениями любознательности в обычных условиях и специально созданных проблемных ситуациях, беседы, специально разработанные задания. Для решения этих задач были выделены следующие критерии: эмоциональный, содержательный, деятельностный.

Каждый критерий определяли с помощью показателей. Первый показатель, выявление интереса к объектам, эмоционального критерия исследовали с помощью беседы и наблюдения. Второй показатель, отклик на взаимодействие с объектами, эмоционального критерия исследовали с помощью наблюдения. Первый показатель, знание существенных свойств объектов окружающей среды, изучали с помощью беседы. Второй показатель, желание узнать новое, когнитивного критерия исследовали с помощью специально разработанного задачи «Запрос информации». Первый показатель, способ познания объектов, деятельностного критерия выявляли с помощью практических задач. Второй показатель, характер действий с объектом, деятельностного критерия определяли с помощью наблюдения за решением практических задач.

В результате исследования мы получили следующие данные: 20% детей имеют высокий уровень развития любознательности, 53,4% — средний уровень, 26,6% — низкий уровень. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о том, что большинство детей исследуемых групп не умеют задавать вопросы познавательного характера, не всегда проявляют самостоятельные исследовательские действия.

Итак, можно сделать следующие выводы: родителям и педагогам необходимо больше внимания уделять детской любознательности и проводить целенаправленную работу для развития умения применять самостоятельные исследовательские действия.

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста

Лидер — это участник группы, который выдвигается на роль неформального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. Лидеры — это люди, способные осуществлять больше других влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное место в структуре коммуникационной группы, и предлагаемые ими предложения являются более эффективными, чем инициативы других членов группы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Развитие диалогической речи у дошкольников

Требования Базового компонента дошкольного образования, действующих программ направляют воспитательную деятельность педагогов на развитие лидерского потенциала малышей дошкольного возраста. Развитие лидерского потенциала предполагает формирование соответствующих качеств. Лидерство начинается именно с личностных качеств. Главными и наиболее важными качествами лидера современные ученые определяют открытость, уверенность, мобильность, целеустремленность, активность. Проблема приобретения лидерских качеств исследовалась в различных видах деятельности. Сущность лидерства раскрывалась в русле психологических школ: психоаналитическая, сосредоточивает внимание на бессознательном стремлении к первенству, преимуществ, реализации «комплекса Наполеона»;  социальная психология масс, где лидер выступает как гипнотизер, главарь толпы, умело использует механизмы массового заражения, убеждения и внушения.

Актуальность проблемы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности обусловлена ​​рядом противоречий между:

  1. Определенными базовым компонентом дошкольного образования задачами овладения лидерскими качествами детьми старшего дошкольного возраста и отсутствием эффективных путей реализации этих задач в действующих программах обучения и развития детей дошкольного возраста.
  2. Необходимостью овладения старшими дошкольниками лидерскими качествами в специально организованной деятельности и отсутствием соответствующей среды.
  3. Потребностью овладения ребенком лидерскими качествами и недостаточная разработанность методических рекомендаций формирования лидерских качеств в специально организованной деятельности.

Для исследования лидерских качеств нами использованы следующие эмпирические методы: беседы; практические задачи, на классификацию; обсервационные (включено и опосредованное наблюдение) для изучения реального состояния проблемы развития лидерских качеств в специально организованной деятельности; педагогический эксперимент (констатирующий, формовочный и контрольный этапы) для проверки эффективности разработанной системы работы по развитию лидерских качеств в специально организованной деятельности.

Раскроем первый этап педагогического исследования. Его целью было определение критериев, показателей уровня овладения старшими дошкольниками лидерских качеств и их характеристика. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нами определены следующие критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный. К критериям разработан ряд показателей развития лидерских качеств.

Первый показатель мотивационного критерия — выявление желание быть первым в разных ситуациях: ребенок проявляет желание быть первым; соглашается быть ведущим по предложению взрослого; отказывается быть ведущим по просьбе взрослого.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Воспитание трудолюбия у дошкольников

Второй показатель мотивационного критерия — взаимодействие со сверстниками: воспитанник всегда является инициатором взаимодействия; активно вступает во взаимодействие на предложение другого; неохотно вступает во взаимодействие.

Третий показатель мотивационного критерия — осуществление контроля за деятельностью сверстников: ребенок по собственной инициативе следит и корректирует действия сверстников; следит за действиями сверстников по поручению взрослого; не умеет следить и корректировать действия других.

Первый показатель когнитивного критерия — наличие представлений о понятии «лидер», «первый»: ребенок понимает понятие «лидер», правильно употребляет в речи; знает кто такой лидер, отличает его от других детей; не понимает «лидер», не способна отличить лидера от других детей.

Второй показатель когнитивного критерия — способность отличать лидерские качества от других качеств личности: выделяет лидера от других детей, может охарактеризовать качества, присущие ребенку-лидеру; выделяет лидерские качества из предложенных взрослым; ребенок не способен выделить лидерские признаки.

Первый показатель деятельностного критерия — степень участия в коллективной работе: воспитанник самостоятельно организует совместную деятельность и приглашает других детей, самостоятельно выявляет желание принимать участие в коллективной работе; соглашается участвовать по предложению других детей или взрослого; выражает желание заниматься и играть отдельно от других детей.

Второй показатель деятельностного критерия — выявление инициативности в выполнении заданий: ребенок пытается выполнить работу быстрее других, помогает другим детям в выполнении задания; стремится быть первым, но не спешит; не спешит с выполнением задач, ждет помощи, не проявляет инициативы.

Третий показатель деятельностного критерия — характер взаимодействия со сверстниками: ребенок взаимодействует со сверстниками по собственному желанию, не отказывается от предложений сверстников сделать что-то вместе; взаимодействует с другими детьми по приглашению взрослого или других детей; взаимодействует с другими детьми по просьбе взрослого.

Проведенное исследование показало, что лидеры в группе является, однако обнаружили детей аутсайдеров, в которых ограниченный круг общения.

Похожее ...

Добавить комментарий