Формирование любознательности у дошкольников

formirovanie-lyuboznatelnosti-u-doshkolnikov

Формирование любознательности у дошкольников

Целью констатирующего эксперимента было выяснение уровня развития любознательности малышей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования на этом этапе были такими:

— Выявить уровни развития любознательности малышей среднего дошкольного возраста;

— Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера;

— Выявить умение осуществлять самостоятельные исследовательские действия.

Методами констатирующего этапа исследования стали: наблюдение за проявлениями любознательности в обычных условиях и специально созданных проблемных ситуациях, беседы, специально разработанные задания. Для решения этих задач были выделены следующие критерии: эмоциональный, содержательный, деятельностный.

Каждый критерий определяли с помощью показателей. Первый показатель, выявление интереса к объектам, эмоционального критерия исследовали с помощью беседы и наблюдения. Второй показатель, отклик на взаимодействие с объектами, эмоционального критерия исследовали с помощью наблюдения. Первый показатель, знание существенных свойств объектов окружающей среды, изучали с помощью беседы. Второй показатель, желание узнать новое, когнитивного критерия исследовали с помощью специально разработанного задачи «Запрос информации». Первый показатель, способ познания объектов, деятельностного критерия выявляли с помощью практических задач. Второй показатель, характер действий с объектом, деятельностного критерия определяли с помощью наблюдения за решением практических задач.

В результате исследования мы получили следующие данные: 20% детей имеют высокий уровень развития любознательности, 53,4% — средний уровень, 26,6% — низкий уровень. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о том, что большинство детей исследуемых групп не умеют задавать вопросы познавательного характера, не всегда проявляют самостоятельные исследовательские действия.

Итак, можно сделать следующие выводы: родителям и педагогам необходимо больше внимания уделять детской любознательности и проводить целенаправленную работу для развития умения применять самостоятельные исследовательские действия.

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста

Лидер — это участник группы, который выдвигается на роль неформального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. Лидеры — это люди, способные осуществлять больше других влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное место в структуре коммуникационной группы, и предлагаемые ими предложения являются более эффективными, чем инициативы других членов группы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Подготовка к письму ребёнка левши

Требования Базового компонента дошкольного образования, действующих программ направляют воспитательную деятельность педагогов на развитие лидерского потенциала малышей дошкольного возраста. Развитие лидерского потенциала предполагает формирование соответствующих качеств. Лидерство начинается именно с личностных качеств. Главными и наиболее важными качествами лидера современные ученые определяют открытость, уверенность, мобильность, целеустремленность, активность. Проблема приобретения лидерских качеств исследовалась в различных видах деятельности. Сущность лидерства раскрывалась в русле психологических школ: психоаналитическая, сосредоточивает внимание на бессознательном стремлении к первенству, преимуществ, реализации «комплекса Наполеона»;  социальная психология масс, где лидер выступает как гипнотизер, главарь толпы, умело использует механизмы массового заражения, убеждения и внушения.

Актуальность проблемы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности обусловлена ​​рядом противоречий между:

  1. Определенными базовым компонентом дошкольного образования задачами овладения лидерскими качествами детьми старшего дошкольного возраста и отсутствием эффективных путей реализации этих задач в действующих программах обучения и развития детей дошкольного возраста.
  2. Необходимостью овладения старшими дошкольниками лидерскими качествами в специально организованной деятельности и отсутствием соответствующей среды.
  3. Потребностью овладения ребенком лидерскими качествами и недостаточная разработанность методических рекомендаций формирования лидерских качеств в специально организованной деятельности.

Для исследования лидерских качеств нами использованы следующие эмпирические методы: беседы; практические задачи, на классификацию; обсервационные (включено и опосредованное наблюдение) для изучения реального состояния проблемы развития лидерских качеств в специально организованной деятельности; педагогический эксперимент (констатирующий, формовочный и контрольный этапы) для проверки эффективности разработанной системы работы по развитию лидерских качеств в специально организованной деятельности.

Раскроем первый этап педагогического исследования. Его целью было определение критериев, показателей уровня овладения старшими дошкольниками лидерских качеств и их характеристика. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нами определены следующие критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный. К критериям разработан ряд показателей развития лидерских качеств.

Первый показатель мотивационного критерия — выявление желание быть первым в разных ситуациях: ребенок проявляет желание быть первым; соглашается быть ведущим по предложению взрослого; отказывается быть ведущим по просьбе взрослого.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование представлений о фигуре у дошкольников

Второй показатель мотивационного критерия — взаимодействие со сверстниками: воспитанник всегда является инициатором взаимодействия; активно вступает во взаимодействие на предложение другого; неохотно вступает во взаимодействие.

Третий показатель мотивационного критерия — осуществление контроля за деятельностью сверстников: ребенок по собственной инициативе следит и корректирует действия сверстников; следит за действиями сверстников по поручению взрослого; не умеет следить и корректировать действия других.

Первый показатель когнитивного критерия — наличие представлений о понятии «лидер», «первый»: ребенок понимает понятие «лидер», правильно употребляет в речи; знает кто такой лидер, отличает его от других детей; не понимает «лидер», не способна отличить лидера от других детей.

Второй показатель когнитивного критерия — способность отличать лидерские качества от других качеств личности: выделяет лидера от других детей, может охарактеризовать качества, присущие ребенку-лидеру; выделяет лидерские качества из предложенных взрослым; ребенок не способен выделить лидерские признаки.

Первый показатель деятельностного критерия — степень участия в коллективной работе: воспитанник самостоятельно организует совместную деятельность и приглашает других детей, самостоятельно выявляет желание принимать участие в коллективной работе; соглашается участвовать по предложению других детей или взрослого; выражает желание заниматься и играть отдельно от других детей.

Второй показатель деятельностного критерия — выявление инициативности в выполнении заданий: ребенок пытается выполнить работу быстрее других, помогает другим детям в выполнении задания; стремится быть первым, но не спешит; не спешит с выполнением задач, ждет помощи, не проявляет инициативы.

Третий показатель деятельностного критерия — характер взаимодействия со сверстниками: ребенок взаимодействует со сверстниками по собственному желанию, не отказывается от предложений сверстников сделать что-то вместе; взаимодействует с другими детьми по приглашению взрослого или других детей; взаимодействует с другими детьми по просьбе взрослого.

Проведенное исследование показало, что лидеры в группе является, однако обнаружили детей аутсайдеров, в которых ограниченный круг общения.

Похожее ...

Добавить комментарий