Семейная психотерапия в гештальт-терапии с детьми аутистами

Семейная психотерапия в гештальт-терапии с детьми аутистами

Семейная психотерапия в гештальт-терапии с детьми аутистами

Обоснование и содержание программы семейной психотерапии в гештальт-терапии с детьми аутистами

Разработанная нами программа направлена на коррекцию личности, согласно которой предполагается, что во время занятий участники группы получат возможность вновь пережить основные этапы своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях. В результате реализации разработанной нами программы, ожидается расширение мировосприятия испытуемых и, как следствие, усвоение ими новых способов поведения.

Мы исходили также из того, что процесс развития личности происходит холистически и включает в себя когнитивный, эмоциональный, потребностно-мотивационный, поведенческий, а также социальный и духовный компоненты.

Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз построил динамическую теорию и терапевтический процесс, опираясь на вышеперечисленные принципы, в основе которых лежит понятие «экологическая мудрость». При этом он особо подчеркивал важность принципа «здесь и сейчас», противопоставляя его скрупулезному анализу прошлого клиента, является приоритетным направлением в работе терапевтов психоаналитической школы.

Однако, в теоретических работах по гештальт-терапии отсутствуют интерпретация поэтапного формирования личности в процессе онтогенеза и описание качественных психических новообразований, которые развиваются последовательно в каждом возрастном периоде и является полезным для аутистов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Психолого-педагогические основы воспитания

Поэтому для создания коррекционной программы мы считаем необходимым привлечь теоретические и практические модели других психологических школ

Среди них наиболее весомой для понимания развития эмоциональной потребо- мотивационной и коммуникативно-поведенческой сфер ребенка аутиста в контексте специфики взаимодействия с родителями выступила Эпигенетическая модель развития человека Э. Эриксона. В основе такой модели лежат принципы целостности и поэтапного формирования личности и самоидентификации. Вместе с тем, осознавая важность целостного подхода к пониманию становления ребенка, а также значение интеллектуальной сферы в этом процессе, мы опирались на теоретическую базу психологической школы Л.С. Выготского и нейропсихологической школы А.Р. Лурии, в которых разработаны представления о зоне ближайшего развития у детей разного возраста, а также вопросы развития высших психических функций в онтогенезе.

Интегративный подход, заложенный в основе нашей программы, во многом базируется на точке зрения Л.С. Выготского, который считал, что человеческое сознание представляет собой не сумму отдельных процессов, а имеет системную строение и развитие в онтогенезе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Психолого-педагогические основы воспитания

Э. Эриксон, рассматривая психосоциальное развитие человека, выделяет восемь стадий

Для формирования психологически здоровой личности важное значение имеет последовательность и благоприятное прохождение ребенком всех стадий. Исходя из того, что эта программа рассчитана на детей аутистов дошкольного и младшего дошкольного возраста, мы учитывали особенности становления личности на первых четырех стадиях.

Существенными характеристиками гармоничных родительско-детских отношений является удовлетворение базовых потребностей ребенка аутиста.

Таких, как потребность в безопасности и принятии, и потребностей, возникающих в процессе родительско-детского взаимодействия:

  • принятие и признание индивидуальности ребенка и сохранения своего «Я» как автономной реальности ;
  • достаточный уровень рефлексии родителей относительно индивидуальных особенностей ребенка, понимание их психолого-педагогической природы;
  • сознательная организация конструктивного стиля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям.

Похожее ...

Добавить комментарий