Психолого-педагогические основы воспитания

Психолого-педагогические основы воспитания

Психолого-педагогические основы воспитания

Проблема формирования самостоятельности как составляющей социально зрелой личности является наиболее важной в теории и практике воспитания. Ведь самостоятельность характеризует человека с точки зрения ее активного и сознательного самовыражения именно в деятельности. Она помогает человеку координировать разнообразие внешних требований и обстоятельств с его собственными желаниями, интересами и потребностями.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) основной становится учебная деятельность, то есть специально организованная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. Формирование предпосылок учебной деятельности — важное направление психического развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

К концу дошкольного возраста можно выделить основные психологические приобретения: начало произвольного поведения за счет произвольности познавательных процессов (воображение, образное мышление, произвольная память и внимание) и децентрации (выделение) личности (возникновение самосознания личности).

Среди них наибольшее значение имеет появление произвольного поведения, которое является основой самостоятельности, которое появляется к концу дошкольного возраста. И именно сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности малыша к школе и первые шаги адаптации к ней.

Психологической особенностью младших школьников является то, что их внутренний мир еще недостаточно содержательный и отстает от темпа внешней деятельности, хотя именно он составляет основу нравственного развития. Без активности самого ученика невозможен процесс сознательного воспитания. Учёные отмечают: «Внутренняя деятельность школьника, результатом которой является самосознание, направленное на формирование личностных черт, качеств, чувств, способностей». Именно поэтому воспитательные усилия взрослых должны быть направлены на внутреннюю деятельность детей.

Главная особенность развития личности в этом возрасте — изменение социальной позиции. Ребенок приступает к систематическому обучению, становится членом школьного и классного коллектива, меняются его взаимоотношения с взрослыми, главным авторитетом для младшего школьника в основном становится учитель и воспитатель, которые формируют у него позицию ученика, подводят к пониманию новых обязанностей. Именно в этот период происходит процесс вхождения ребенка в коллектив, который изменяет и углубляет систему ее взаимоотношений с окружающей действительностью, что влияет на характер и содержание эмоций. Они становятся более длительными, устойчивыми и глубоким. Формируются ведущие качества самостоятельности, характерные для учащихся младшего школьного возраста: организованность, инициативность, независимость, ответственность, прогнозируемость. Тенденция к совершению самостоятельных волевых поступков на основе усвоения нравственных принципов и норм, нравственных убеждений и привычек отражающихся в саморегуляции.

Воспитание самостоятельности в этом возрасте — процесс, тесно связан с развитием соответствующего возраста общения (внеситуативно-личностного). Воспитанник стремится добиться взаимопонимания с взрослыми и сопереживание, позволяет детям использовать взгляды и оценки взрослого как руководство к действию. Создание условий для этого развития, как отмечают многие ученые, — основной путь влияния на процесс становления самостоятельности.

Младший школьный возраст — последний этап в развитии личности, когда он «признает авторитет взрослого» и поэтому особенно восприимчив к воздействию старших. Зависимость ребенка от взрослого и повышение значения отношений между школьниками создает условия для успешного влияния на развитие самосознания и самостоятельности учащихся. Для детей младшего школьного возраста характерна двигательная активность, готовность к действию. Познание окружающего мира у них проходит через многочисленные «Зачем?», «Почему?», «Как?». Младших школьников характеризует непреодолимое стремление к деятельности. Педагогически правильно направленая, такая деятельность становится для них источником не только знаний и умений, но и опыта нравственного поведения. Понимая это, творческие педагоги ставят перед своими воспитанниками такие задачи, которые давали каждому ученику попробовать свои силы, проявить самостоятельность, творчество, изобретательность. Однако, если в учебно-воспитательном процессе не созданы условия для стимуляции инициативы и самостоятельных действий младшего школьника, то в связи с развитой у него способностью к подражанию развитие довольно быстро приобретает нежелательные направления для воспитания самостоятельности формируется так называемый зависимый тип поведения.

Самостоятельность учащихся начальной школы формируется более успешно, если установки педагога, его разъяснения сочетаются с самостоятельными действиями детей и проявления самостоятельности НЕ тормозятся лишним опекунством, а поощряются и стимулируются, и при этом большую роль играют эмоции успеха-неуспеха. Успехи вызывают у ребенка подъем, чувство удовлетворения, гордости, побуждают к новым свершениям. Условием же положительного переживания (состояния), необходимого для формирования самостоятельности, является похвала: положительная оценка личности ребенка, а не просто положительная оценка результатов его деятельности. Воспитаннику хочется, чтобы взрослые разделили с ним радость. Поэтому ребенок очень остро переживает неудачи, связанные с недостаточным качеством исполнения поручения. В слове «сам» реализуются потребности и позиция, цель и мотивы, стимулы и ожидания доверия со стороны взрослого.

Ученики начальной школы хотят заботиться о младших, стремятся общаться, действовать, принимать участие в общих делах со старшими и взрослыми; хотят заботиться о природе и животных, соревноваться с другими; они склонны к проявлению собственного «Я».

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание самостоятельности младших школьников имеет определенные особенности, обусловленные возрастом ребенка, индивидуальными чертами и возможностями. Благодаря этим факторам ребенок социализируется, приобретает необходимый опыт социальных действий, общественного поведения.

Успешно воспитывать самостоятельность младших школьников можно в процессе учебно-воспитательной деятельности, когда ученики поставлены в условия, которые требуют обязательного проявления самостоятельности.

Добавить комментарий