Задача современного общеобразовательного учебного заведения

zadacha-sovremennogo-obshheobrazovatelnogo-uchebnogo-zavedeniya

Задача современного общеобразовательного учебного заведения

Задача современного общеобразовательного учебного заведения — максимально приблизить обучение и воспитание каждого ребенка к его способностей, особенностей и потребностей. И здесь, как отмечают, на первый план в современном образовании выступает принцип ребенкоцентризма, но не в смысле внимания к ребенку как таковой, к ребенку абстрактной, обобщенной, — а к конкретному ребенку с его сущностными характеристиками.
Организация учебно-воспитательной работы по принципу ребенкоцентризма конечно сложнее, но это единственный путь формирования гуманного, демократического и человекоцентристского общества, а также — единственный путь к счастью каждого человека. Согласно этому принципу, воспитания и обучения должны воспитывать не из «потребностей общества», не навязываться кем-то, а определяться на основе прогнозируемых конкретных потребностей самого ребенка (И. Бех). Воспитатель и учитель сегодня — не тот, кто «влияет» с целью формирования в ребенке кем то надуманных целей, а тот, кто помогает ему формировать в себе качества, необходимые именно ему, ребенку, для саморазвития и самореализации.
Одним из самых важных, по нашему мнению, путей реализации принципа ребенкоцентризма — есть создания оптимальных, как наиболее благоприятных условий в школе для развития и формирования детей.
Предлагаем один из примеров организации свободной школы.
Вспоминая слова К. Станиславского, что театр начинается с вешалки, хочется дополнить, а школа — с вестибюля. Поэтому на самом видном месте можно повесить «лозунг недели», или же интересное высказывание, афоризм или цитату. Проходя по вестибюлю на перемене учащиеся автоматически будут запоминать много интересных и полезных высказываний.
В школе есть стены и, возможно, забор в школьном дворе. Это пространство можно заполнить детскими рисунками или поделками, например на тему осень, ведь роспись стен, художественное оформление школьных помещений — выразительное средство воспитания и развития у учащихся чувства гордости за свою школу.
Также ученики самостоятельно выбирают символику школы (можно объявить конкурс художественных и дизайнерских проектов), которую можно разместить на видном месте в вестибюле, в актовом зале, а также на некоторых методических документах (рабочие тетради, дневники, титульных листах проектов и т.п.). Символика заведения и наличие флага школы.
Ни одного квадратного метра школьных стен не должно быть пустым. Пусть школьные стены радуют глаз детскими рисунками, граффити, на одной из стен ученики нарисуют карту страны, где заметят города из которых дети или их родители родом (отдадим под роспись несколько стен), но не на высоте двух метров, а на уровне детских глаз, ведь школьные стены — это тоже образовательное пространство, которое передает внутреннее состояние ребенка, его отношение к школе вообще, и к учебно-воспитательного процесса в отдельности.
Не забудем и о классных комнатах. Здесь можно свободно передвигать парты, например поставив их в круг. В кабинете организовать практическую зону, которая постоянно доступна ученикам. Учительский стол — не у доски, а ближе к выходу. Парты или столы детей приближенные к доске, потому что это их пространство. Дети могут пересаживаться как им удобно, подсаживаться друг к другу, выполняя задания. Все придерживаются одного основного правила продуктивной работы: «Сохранение тишины»: ты можешь делать все, что тебе надо, но тихо. То есть, в свободной школе свобода организации труда и пространства предполагает нестандартные решения, например возможность заниматься и на специально расширенных подоконниках в коридорах, и в кабинетах.
Итак, школа, построенная на принципе ребенкоцентризма учит учеников сознательно действовать в условиях свободного порядке. Ученик приходит на занятия с удовольствием и четко понимает те задачи, которые стоят перед ним.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Обучение на уроке технологии

Похожее ...

Добавить комментарий