Воспитание соболезнования в дошкольном возрасте

vospitanie-soboleznovaniya-v-doshkolnom-vozraste

Воспитание соболезнования в дошкольном возрасте

Одной из многогранных и сложных проблем нравственного совершенствования личности является воспитание сострадания как нравственного чувства. Формирование гуманного отношения у детей значительно отличается от формирования гуманного отношения у взрослых и имеет ряд своих особенностей. Весомую роль в формировании гуманного отношения и гуманных качеств личности у детей играет взрослый, который является не только примером для подражания, у которого ребенок копирует шаблоны поведения, но и организатором воспитательного процесса. Ценностные ориентации дошкольника определяются сознательно и подсознательно, формируются в ходе приобретения личного опыта. Более эффективно осуществляется формирование гуманного отношения к окружающим при условии создания содержательного, эмоционально-положительного и воспитательной среды.

Среди всех средств эффективным в формировании гуманного отношения исследователи определяют эмоциональную активность и художественную литературу. Художественная литература активно влияет на чувства и разум малыша, развивает его сочувствие, эмпатийность, эмоциональность, обеспечивает понимание и принятие нравственных норм как единственно правильный вариант поведения. Художественное слово приводит к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, способствует появлению живого отклика. В произведениях народного фольклора через его героев ярко выступает идеал национального воспитания: здоровая, умная, духовная, гуманная, культурная, счастливый человек; свободная, оригинальная и неповторимая личность. По мнению известных педагогов, художественная литература играет важную роль в формировании сочувствие к окружающим людям у малышей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Гендерные различия между малышами средней группы дошкольников

На констатирующем этапе мы установили шкалу оценки показателей и определили три уровня гуманного отношения детей (высокий, средний, низкий). Также для выявления уровня гуманного отношения мы разработали вопросы, которые были заданы во время индивидуальной беседы с каждым ребенком.

На формовочном этапе исследования с целью повышения уровня гуманного отношения старших дошкольников мы разработали систему занятий и задач с использованием художественной литературы для воспитания гуманного отношения к окружающим людям. Экспериментальная методика включала такие формы работы: чтение стихотворения «Вовка добрая душа» А. Барто, составление рассказа по воображаемой игровой ситуацией, чтение рассказов «Человек заболел» И. Турыгино, «Обвал» Б. Житкова, «Далеко в море» Л. Касиля, составление рассказа на предложенную проблемную ситуацию, перевод рассказов В. Сухомлинского «Как Сережа научился жалеть», «Сказка нас всему научит».

На контрольном этапе исследования использовали те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе. Таким образом, в контрольной группе высокий уровень составил 50% (5 детей), средний уровень составил 30% (3 детей), с низким уровнем 20% (2 детей). По экспериментальной группе, то с высоким уровнем было 60% (6 детей), со средним 40% (4 ребенка), и с низким уровнем не осталось ни одного ребенка. В результате проведения контрольного эксперимента мы пришли к выводу, что в контрольной группе показатели почти не изменились, лишь у одного ребенка повысился уровень гуманного отношения к окружающим людям, они имели средний уровень гуманного отношения, получила — высокий. С низким уровнем осталось двое детей: 2 детей — это 20% от общего количества детей контрольной группы. Средний уровень имеют трое детей, значит 30% от общего количества. Высокий уровень имеют пятеро детей, это 50% от общего количества детей. В экспериментальной группе результаты значительно лучше, чем на констатирующем этапе проведения исследования. С низким уровнем не оставалось ни одного ребенка, хотя в начале эксперимента их было пятеро. Средний уровень имеют четыре ребенка, составляет 40% от общего количества детей экспериментальной группы. Высокий уровень имеют шестеро детей, что означает 60% от общего количества. В конце целенаправленной работы с детьми наблюдали положительные сдвиги в характере познавательной деятельности и сформированности гуманных качеств ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Организация режиссерской среды для дошкольников

Результаты экспериментальной группы на контрольном этапе значительно улучшились, благодаря проведенной нами системы работы с детьми. Таким образом, мы увидели, что предложенная система оказывает положительное влияние на повышение уровня гуманного отношения к окружающим людям у малышей старшего дошкольного возраста.

Похожее ...

Добавить комментарий