Коллективное творческое воспитание младших школьников

kollektivnoe-tvorcheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov

Коллективное творческое воспитание младших школьников

Система воспитательной работы современной школы ставит перед собой цель — формировать гармонично развитую творческую личность, сознательного гражданина независимой, которая стремится к гармоничному коллективистского жизни в обществе. Для достижения этой цели, на наш взгляд, самый оптимальный способ является использование технологии коллективного творческого воспитания.
Коллективное творческое воспитание предполагает такой способ организации жизни коллектива, при котором младшие школьники и учителя, будучи захваченными общим делом, беспокоятся об улучшении климата в коллективе, самочувствия, настроения друг друга, они вместе планируют, организуют и анализируют свою деятельность, накапливая, осмысливая позиции, идеи, развивая собственные взгляды, чувства уважения, взаимопонимания и заботы. Правильно выбранные коллективные творческие дела привлекают к деятельности каждого участника ученического коллектива, ориентируясь на совместную выработку младшими школьниками и учителями цели коллектива, используя одновременно различные виды воспитательного воздействия, решает воспитательные задачи незаметно для младших школьников. В результате, у ребенка развиваются качества личности, самостоятельной, способной ценить себя и уважать других. В технологии КТВ четко очерчиваются три составляющие: человечность, коллективная деятельность, творчество. КТВ в коллективе может быть в виде изготовления детских поделок, например аэроплана к празднику 9 мая.
Уверены, что технология КТВ положительно воздействует на развитие ребенка как неповторимой индивидуальности, способной к коллективной творческой деятельности в учебном процессе начальной школе и во внеурочное время.
Об этом свидетельствуют результаты проведенной нами диагностики. Оказалось, что после реализации КТС на 4% повысился показатель оригинальности и 2,1% показатель гибкости творческого мышления. Кроме того, более младших школьников, которые в начале эксперимента показали низкий уровень коллективизма (36%) стали проявлять признаки, присущие оптимальному уровню проявления коллективизма в формальных и неформальных отношениях. На низком уровне развития коллективистских качеств остались 24% учеников, однако наблюдения показывают, что и в них произошли положительные сдвиги. В частности, они стали больше общаться с одноклассниками, в т. ч. и в неформальных делах, иногда участвуют в играх и пытаются подружиться с одноклассниками.
Таким образом, в результате проведения КТС оказалось, что произошли положительные сдвиги в проявлениях коллективизма и творчества младших школьников. В частности, хотя и высокий уровень проявлений общения не претерпел существенных изменений, однако количество учеников со средним уровнем коллективистских качеств общения увеличилась на 9% и в конце эксперимента составляла 69,5% младших школьников.
Целенаправленное формирование коллективизма детей имеет большое значение для развития их навыков общения, творческой практической деятельности в урочное и внеурочное время, организации учебно-воспитательной работы в целом. Это прежде всего позволило способствовать обогащению внутреннего содержания жизни учащихся, помочь занять соответствующее их индивидуальным особенностям положение в системе личных взаимоотношений классного коллектива, что, в свою очередь, является одним из ведущих факторов учебной активности школьников.
В коллективной творческой деятельности легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми, развивается коллективистская сознание и творческие способности младших школьников.
Обобщив идеи, высказанные в ряде исследований, мы можем сделать вывод: нужно не отводить детей от сложных проблем (дел), а вместе с ними искать пути их решения. Идти вперед нужно под таким девизом: «Каждое дело — с пользой, иначе — зачем? Каждое дело — людям, иначе — зачем? Все творчески, иначе — зачем?».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Обучение на уроке технологии

Похожее ...

Добавить комментарий